вторник, 4 апреля 2017 г.

Деревянные культовые сооружения (храмы) и общественные постройки

Как видим из прошлых статей по Деревянному Зодчеству - Конструкции и Жилые\хозяйственные постройки - здания все были невысокими. А для любого русского селения (города или деревни), в соответствии с общей концепцией обустройства средневековых городов необходимы были какие-то доминанты, ориентиры, которые помогут людям в организации комфортной жизни и в сообщении между селениями.

И вот такими ориентирами, обычно, служили храмы и храмовые комплексы.

Церкви.

В Русском Деревянном Зодчестве развитие церковного мастерства шло по возрастанию сложностей форм.

1. Клетские церкви в одну главу
2. Шатровые в одну главу
3. Шатровые в несколько глав
4. Многошатровые
5. Ярусные
6. Многоглавые

У каждого этапа развития было несколько шагов усложнения и несколько вариантов возведения. К сожалению, нам не известно КАК свои строения ставили язычники, но начиная с  ХII - XIV веков документы имеются.

Самыми первыми на Руси появились односрубные клетские часовни. Их форма вышла из известных уже конструкций жилых изб-срубов.

Часовни - не имели алтаря, поэтому клеть и была одна. Изначально они крылись простой двускатной крышей, на которую ставили главку. Входом была простая дверь от земли.

Позже кровлю стали делать выше, появился шатровый вариант. И дальше на усложнение: крыльцо, лестница и подклет (нижний "этаж", где обычно размещались подвалы или погреба).




Со временем часовни перешли в форму клетские церкви. Как известно, церковь состоит из трёх основных приделов: большого центрального, притвора (сеней) и алтаря (апсиды, повёрнутой на Восток). Соответственно теперь храм имел уже три сруба.

Церковь Дмитрия Солунского в Старой Ладоге



В первом срубе, который теперь уже имел тип "пятистенка" (т.е. со стеной внутри, которая пополам разделяет сруб на две изолированные комнаты) обустраивались и сени, и Трапезная. На фото выше как раз отлично это видно.

Первая клеть:  крыльцо ведёт в сени (холодный тамбур, так сказать), из него дверь - в Трапезную.

Тра́пезная (устар. тра́пеза) (др.-греч. τράπεζα — стол) — церковное помещение (часть храма, хозяйственного здания или отдельно стоящая постройка) для совместного приёма пищи, богослужений, а также общественных нужд.

Здесь можно было собираться общинами, принимать пищу и через маленькие "волоковые" окошки слушать богослужение в Центральной части.

Вторая клеть -  Центральный придел. На крыше которого установлена одна главка. Здесь, собственно, и проходила служба. Священник стоял перед Аналоем и читал службу. По сторонам стояли церковные подсвечники.


Третья клеть - алтарь (апсида). На фото его очень хорошо видно в глубине помещений. 

Климатические условия Центральной России так же диктовали свои условия, церкви имели различные конфигурации. Например, некоторые ставились не на подклет, а на сваи. Или и на подклет, и на сваи. Это защищало деревянную постройку от половодья (фото ниже взято из интернета). 

Чуть позже поиски новых христианских образов пришедших на смену языческим привели к появлению новых форм - Восьмириков. Которые логически привели  к возникновению новых форм крыши - шатровой. Это позволило значительно увеличить площадь храма, кроме того появилась возможность прирубать к восьмирику ещё клети (притворы).  Таким образом родилась любимая многими зодчими форма - "круглый двадцатистенок". Но о ней чуть позже...

Наглядно восьмирик могу показать на схеме Колокольни Иван Великий в Московском Кремле...


И своей фотографии колокольни на Покровском Погосте парка "Богословка" под Санкт-Петербургом. Верхний ярус - шестирик (на восьмирике).


По сути, эта форма не была на Руси новинкой, ведь именно такую форму имели деревянные дозорные башни - вежи ( о которых я рассказывала в прошлой статье). Но форма была красивой, поэтому и для храмов она тоже стала использоваться. И, как я упоминала выше, привела к возникновению нового типа кровли - шатровой.

Шатровые церкви - появились с XIV века. Выразительность храма-башни, её стройность, подчёркивались низкими прирубами притворов и апсиды. Теперь их кровли стали выше, треугольником устремляющиеся вверх. Покажу на примере - всё той же восьмириковой шатровой колокольни на Покровском Погосте под Санкт-Петербургом.


Эта форма, позднее, стала национальной формой русской храмовой архитектуры вообще. Сначала они были одноглавыми, затем, после реформ Патриарха Никона стали - пятиглавыми.


Церковь Георгия Победоносца в Домодедово
В Средневековье в церковном строительстве стиль совершенствовался. Трапезные стали возводить отдельно от храмов, а вокруг стен церквей появлялись - гульбища. А храмы становились уже - многошатровыми.

Центральный восьмерик ставился на крещатый уже сруб (когда к центральному срубу с четырёх сторон прирубались ещё четыре клети, получался "медицинский" крест), и на каждый из пределов ставился также шатёр с главкой.


Но и на этом зодчество не остановилось. Стали появляться различные комбинации срубов: шестерик на восьмерике, восьмерик на восьмерике разных размеров с различным количеством прирубов. Появлялись "десятирики"и комплектация храма ещё увеличилась.

Формы усложнились и родились -  шатровые на крестовой бочке церкви.

Крестовая бочка - устоявшееся в русской традиции обозначение своеобразного типа крыши гражданских и церковных зданий. Имеет сложную конфигурацию и по форме представляет собой незамкнутый цилиндр или, реже, полуцилиндр, с повышенным и заострённым верхом, в результате чего на фасаде образуется килевидный фронтон, напоминающий храмовую главу—"луковицу" в разрезе. Наиболее широко «бочки» распространились в церковном и гражданском зодчестве в период XVII—XVIII веков. Главным образом данный тип кровель использовался в деревянном зодчестве, в особенности в архитектуре Русского Севера и дворцовой архитектуре (характерный пример широкого использования «бочек» — дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском, где в изобилии встречаются усложнённые «крещатые бочки»).


И самой сложной формой (по кровле) церквей стала - Кубоватая церковь, появившаяся в XVII веке.  Одну из таких крыш можно видеть на том же дворце Алексея Михайловича...


На церкви это выглядело так (фото взято из интернета)


Снова и снова зодчие искали новые формы, стремились сделать храм ещё изящней, ещё красивей и величественней. Когда "шатры" были запрещены, появились многоярусные церкви - в три, четыре, пять ярусов, крытых каждый дву- четырёхскатными крышами (фото из интернета)



Теперь в одном храме могли использовать ВСЕ вышеперечисленные элементы, плюс увеличили колличество глав. Появились - многоглавые церкви. Один из таких шедевров можно сейчас увидеть под Санкт-Петербургом, в парке "Богословка". В нём - 25 глав.


Именно "ярусный" тип церквей лёг в основу возведения многоглавых шедевров. Разнообразие вариантов великое: шестирики, восьмерики, бочки, крестовые бочки во множественном количестве и разнообразных комбинаций. Обо всех вариантах и не расскажешь!!! И, к сожалению, и не покажешь. Такие многоглавые сооружения соединялись в одну группу нескольких храмов, объединённых одной папертью.

Паперть - внешний притвор или непокрытая кровлей площадка перед входом в храм после ступеней. Один из таких комплексов - знаменитые Кижи в Онежском озере...  (фото из интернета). 


В комплексе обязательно была колокольня. О них тоже скажу пару слов.

Колокольни

Первоначально колокольни размещались либо в звонницах в самих храмах, либо на простейших столбчатых конструкциях, примыкавшим к ним. Рост селений и городов, увеличение веса и количества колоколов привели к необходимости ставить звонницы отдельно, самостоятельной конструкцией. Сначала их обустраивали просто на столбах, а со временем начали обшивать срубом (фото из интернета).



В планах они все были квадратные и, в основном, восьмигранными. Крылись шатрами в одну главу. Чем крупнее колокола вешали на колокольню, тем больше столбов ставили в конструкцию. А со временем и эти конструкции модернизировались и украшались.  Они становились многоярусными


Позже украшались бочками, крестовыми бочками (фото колокольни Дворца Алексея Михайловича) и тоже совершенствовались вместе с храмами.


В лесах русского Севера до сих пор разбросано огромное количество замечательных произведений народного деревянного зодчества. В каждой постройке, будь то рубленая изба с чудесными крылечками, с резными украшениями окон и фронтонов, или мельницы,  или амбары и мостики, чувствуется любовь художника-зодчего. Но особенно хороши сохранившиеся деревянные часовни и церкви - от маленьких изящных построек до больших величавых и суровых сооружений.

И стоят они до сих пор в лесах далёких, спрятанные от глаз, подальше от цивилизации и напоминают нам мощь и талант умельцев русских. И пускай себе там стоят! Только так сможем мы, потомки мастеров, сохранить их для потомков наших.

Комментариев нет:

Отправить комментарий