понедельник, 4 июля 2016 г.

Эклектика

Экле́ктика (эклектизм, историзм) в архитектуре — направление в архитектуре, в Европе и России в 1830-е-1890-е гг.

Времена так называемых "НЕО" или "ПСЕВДО"...  Использование элементов «исторических» архитектурных стилей (неоренессанс, нео(псевдо)барокко, неорококо, нео(псевдо)готика, нео(псевдо)русский стиль, нео(псевдо)византийский стиль, индо-сарацинский стиль, неомавританский стиль) называют эклектикой в советской и российской практике. В зарубежном искусствоведении употребляется термин - романтизм (для второй четверти XIX века) и боз-ар (для второй половины XIX века). Эклектике присущи, с одной стороны, все черты европейской архитектуры XV—XVIII веков, а с другой — в ней есть принципиально другие свойства. Эклектика сохраняет архитектурный ордер (в отличие от модерна, не использующего ордер), но в ней он утратил свою исключительность.

Формы и стили здания в эклектике привязаны к его функции. Так, в российской практике, русский стиль К. А. Тона стал официальным стилем строительства храмов, но практически не применялся в частных постройках. Эклектика «многостильна» в том смысле, что постройки одного периода базируются на разных стилевых школах в зависимости от назначения зданий (храмы, общественные здания, фабрики, частные дома) и от средств заказчика (сосуществуют богатый декор, заполняющий все поверхности постройки, и экономная «краснокирпичная» архитектура). В этом принципиальное отличие эклектики от ампира, диктовавшего единый стиль для построек любого типа.

В России Эклектика получила естественное разделение на «николаевский» и «александровский» этапы. Это связано не только с различием в политических режимах, но и с социальной эволюцией общества России и Европы в целом. Причиной стало возникновение нового класса заказчиков и новых функций архитектуры. Зарождение и расцвет эклектики в России совпали с важными общественными реформами, в частности – с отменой крепостного права. В этот период теряет свое первостепенное значения храмовое строительство, уступая место гражданской архитектуре. Древний исторический центр Москвы подвергается реконструкции, город снова меняется. Городская застройка также трансформируется, здания увеличиваются в размерах и этажности, появляется все больше банков, конторских зданий, пассажей – примет нового капиталистического времени.

В Москве выделились три основных направления эклектики:

Русско-византийскую ветвь эклектики можно проследить в фасадах Большого Кремлевского Дворца, где архитектор К. Тон объединил элементы древнерусской и византийской архитектуры.


На примере фасада Московского политехнического музея (архитекторы И. Монигетти и Н. Шохин) прослеживается влияние второго направления, в котором использовались характерные приемы русского деревенского декора, орнаменты вышивок и прикладного искусства. 



И третий стиль перекликался с московской архитектурной традицией середины 17 века, но в противовес ее «нарядности» этот стиль был вычурно-сухим (Исторический музей, архитекторы В. Шервуд и А. Семенов).

Именно эклектика в 19 веке сформировала облик нынешней исторической части Москвы. В этом стиле застраивалась территория Китай-города, Красная и Лубянская площади. Эклектика удовлетворяла тенденциям того времени к постройке зданий большого масштаба, с выразительными эффектными фасадами, куполами, остроконечными гребнями. В период с 1870 по 1890 годы в Москве было построено множество величественных, необычных по силуэту зданий, таких как Государственный банк на Неглинной улице...


Международный торговый банк на Кузнецком мосту...


В начале 1800-х годов на углу с Рождественкой стоял дом купца В. Деллавоса, затем перешедший Ф. Шмиту, а после него П. Маскле. В 1820-х годах в доме размещались модные магазины Фало и Ришара, магазин стальных вещей Андрюса, пенковых трубок Якобсона, токарная мастерская Копривы. В 1830-х — 1860-х годах участок принадлежал владельцам магазина столовой посуды Гарднера, отцу и сыну Комаровым. Позднее здесь разместились магазины: музыкальный Эрлангера, «Гаванский магазин» колониальных товаров К. Мальмерга, «Депо папирос и табака». В 1875 году владение перешло крупному московскому предпринимателю И. Г. Фирсанову, а затем его дочери В. И. Фирсановой-Ганецкой. В середине 1890-х годов угловой с Рождественкой участок приобрёл основанный Л. С. Поляковым Московский международный торговый банк, являвшийся одним из самых крупных банков России.

И после того, как эта земля была куплена Банком старые строения были снесены, а на их месте архитектор С. С. Эйбушитц построил здесь современное здание.  Архитектурным прототипом дома послужило здание банка Святого Духа в Риме — первого в истории архитектуры сооружения, построенного специально для банковских нужд. Монументальное банковское здание облицовано радомским песчаником и украшено орнаментом из цинка, первый этаж выделен крупной рустовкой и тёмной окраской. В настоящее время в доме размещается головной офис Банка Москвы

Ещё одно здание в стиле Эклектика - Сандуновские бани...


Название происходит от фамилии русского актёра екатерининских времён Силы Николаевича Сандунова (1756—1820), в 1800-е годы выкупившего участок земли по реке Неглинной и устроившего там бани. Воду бани брали по особой водопроводной нитке из реки Москвы, от Бабьегородской плотины, и из 700-футовой артезианской скважины. Электрическое освещение питалось от собственной электростанции (в 1896 году её ток позаимствовали для освещения коронации Николая II). Помимо гостиницы и ресторанов, в Сандунах был даже «Зоологический магазин Ф. А. Ахиллеса».

При отделке интерьеров в стиле эклектики было принято сочетать не больше двух-трех исторических стиля, используя схожие по фактуре и цвету материалы.

(фото из интернета)

(фото из интернета)
В 1873-1875 годах было построено новое здание Московской Биржи. Стиль здания можно охарактеризовать как позднюю эклектику.


Основными биржевыми товарами были хлопок-сырец, хлопчатобумажная пряжа, миткаль; позже список дополнили нефть, каменный уголь и минеральное сырье. Из финансовых активов на бирже первоначально обращались только государственные облигации. Начиная с 1870-х гг., в котировальные списки стали включать акции и облигации частных предприятий, но даже в 1913г. государственные бумаги оставались основой фондового рынка. Оборот биржи может быть оценен только косвенно, так как биржевые сделки не регистрировались.
При этом Московская биржа долго работала по уставу Петербургской; только в 1870г. Московская биржа получила собственный, отличный от петербургского, устав. Управлял делами биржи биржевой комитет, избираемый на 3 года. Выборщиками, то есть членами биржи, могли быть московские купцы и общества, обладавшие минимальным имущественным цензом и оплатившие взносы на содержание биржи. Их количество не превышало пятисот.
Биржевые маклеры выбирались купцами 1-ой и 2-ой гильдий из своей среды, преимущественно из «невинно падших», то есть обанкротившийся не по своей вине, и утверждались правительством. В числе прочего от маклера требовалось русское подданство, свидетельство о зачислении в гильдию или об управлении делами купца 1-ой гильдии. Возрастной ценз был равен 30 годам.

А теперь подробней рассмотрим отдельные направления Эклектического искусства.

Нео(псевдо)готика

Неого́тика («новая готика») — наиболее распространённое направление в архитектуре эпохи эклектики, или историзма, возрождавшее формы и (в ряде случаев) конструктивные особенности средневековой готики. Возникло в Англии в 40-е годы XVIII века.

В России больше была принята приставке "ПСЕВДО" вместо "нео". Русская псевдоготика конца XVIII — начала XIX вв. — это в значительной степени романтические фантазии на темы западного средневековья, которые отражают идеализированное представление заказчиков о средних веках как эпохе торжества христианства и рыцарских турниров. Именно в этом стиле построен Царицынский Дворец, о котором я рассказывала в статье  - Готика,  Псевдоготика и Романский стили. 


В отличие от европейских коллег, русские стилизаторы, особенно в ранний период, редко перенимали каркасную систему готической архитектуры, ограничиваясь выборочным украшением фасада готическим декором вроде стрельчатых арок в сочетании с заимствованиями из репертуара нарышкинского барокко.

О храмах в псевдоготическом стиле я также рассказывала ранее. В первую очередь сюда относится Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии на Малой Грузинской


Кафедральный собор святых апостолов Петра и Павла 


И Англика́нской церкви Свято́го Андре́я в Москве́...


Нео(псевдо)мавританский стиль.

Маврита́нский стиль — ретроспективное направление в эклектической архитектуре II-й половины XIX века и I-й половины XX века, заключавшееся в переосмыслении и имитации архитектурных приёмов испанского, португальского, мавританского и исламского средневекового зодчества. Для культовых и светских построек мавританского стиля характерно обилие стрельчатых, подковообразных и фестончатых арок, куполов, фризов, карнизов и настенной резьбы. Колонны облицовывались изразцовыми и керамическими плитками. Применялись мозаика, цветные витражи и украшения из цветного мрамора, как правило, использовался орнамент.

Возникновение на излёте эпохи романтизма моды на мавританскую экзотику связано с поиском архитектурного направления, которое могло бы составить конкуренцию приевшимся формам классицизма и неоготики. Одним из первых памятников увлечения исламским зодчеством стал Воронцовский дворец в Алупке, спроектированный британским архитектором Блором под влиянием «индо-сарацинского» павильона в Брайтоне. Впоследствии этот стиль стал нормой для русской усадебной архитектуры, причём не только на южных курортах (Кореиз, Симеиз, Ликани), но и в центральной части России.

Яркий пример стиля — дом Арсения Морозова на Воздвиженке.



Особня́к Арсе́ния Моро́зова (ныне Дом приёмов Правительства РФ; с 1959 года до конца 1990-х — Дом дружбы с народами зарубежных стран) — особняк в центре Москвы, на улице Воздвиженка (дом № 16), построенный в 1895—1899 годах архитектором Виктором Мазыриным по заказу миллионера Арсения Морозова. Здание, сочетает в себе элементы модерна и эклектики, представляет собой уникальный для московской архитектуры образец яркой и экзотической стилизации в неомавританском духе.

До постройки современного здания на этом месте стоял огромный конный цирк Карла Маркуса Гинне. В том же году его приобрела Варвара Алексеевна Морозова, владение которой располагалось по соседству (современный № 14), и вскоре переписала участок на своего сына — Арсения. Арсений Абрамович Морозов (1873—1908) принадлежал к богатому купеческому роду Морозовых и приходился двоюродным племянником Савве Морозову. В начале 1890-х годов Арсений Морозов совместно с Виктором Мазыриным, своим другом, совершал путешествие по Испании и Португалии. На миллионера, равно как и на архитектора, неизгладимое впечатление произвёл португальский дворец Пена в Синтре, построенный в середине XIX века и сочетающий элементы испано-мавританской средневековой архитектуры и национального стиля мануэлино. По возвращении в Москву Арсений Морозов загорелся идеей построить себе дом-замок, повторяющий в общих чертах стиль дворца Пена.

Неомавританский стиль наиболее ярко проявился в оформлении портала парадного входа и двух башен по бокам от него.



Подковообразный проём, акцентированный причудливыми витыми колоннами, лепнина в виде ракушек на башнях (декоративное решение, напоминающее стены «дома с ракушками» в Саламанке), ажурные карниз и аттик создают неповторимый колорит. В остальных частях особняка иногда проглядывают элементы различных стилей: так, некоторые оконные проёмы фланкированы классицистическими колоннами. Общая композиция особняка с подчёркнутым отсутствием симметрии частей здания восходит к характерным приёмам архитектуры модерна.

В моду так же вошли и мавританские интерьеры. Один из ярких примеров такого интерьера видела я в 2004 году в Юсуповском Дворце на Мойке в Санкт-Петербурге.

Мавританская гостиная

(фото из архива 2004 года)
Источники стиля в интерьерах - стиль Мудехар. Искусство Мудехар (стиль испанского зодчества 11—16 вв., в котором композиционные приёмы готики (а позднее ренессанса) сочетались с чертами мавританского искусства). Родиной мавританского стиля принято считать Европу конца ХIХ века. Мавританией называли тогда северную область Африки. В ее честь стилевое направление и получило название. Но, не стоит полагать, что мавританский стиль – это стиль искусства жителей самой Мавритании или народов её населявших. Мавританский стиль это изобретение европейцев, созданное под влиянием культуры Северной Африки и многое перенявший у арабов, мавров и других народов, проживавших и кочующих в этих краях в то время. Мавританский стиль можно смело отнести к нео-стилям, потому, что он вобрал в себя черты различных культур. В нем можно увидеть многое от изобразительного искусства Сирии, Индии, Египта. Современные европейцы считают мавританский стиль детищем, созданным под влиянием мусульманских культур, а также Ислама.

Псевдо(нео)русский стиль 

Древнерусский стиль или русский стиль (включает и русско-византийский стиль) — условное общее наименование нескольких различных по своим идейным истокам эклектических направлений в русской архитектуре XIX — начала XX веков, основанное на использовании традиций древнерусского зодчества и народного искусства, а также ассоциируемых с ними элементов византийской архитектуры.

Появившееся в начале XIX века наименование «русско-византийский стиль», которое чаще сокращалось современниками до «византийского стиля», обозначало такие различные образцы национально ориентированной архитектуры, как «тоновская архитектура» (по К. А. Тону), не имеющая ничего общего с византийскими прототипами, и, например, сооружения, подражающие образцам кавказской и балканской архитектуры. Появившийся во второй половине XIX века термин «русский стиль» объединял ещё более разнородные явления — от небольших придворных загородных сооружений 1830-х годов в «пейзанском стиле», идеализирующем быт крестьянства, до массовых деревянных парковых построек и русских выставочных павильонов 1870-х годов, а также крупных общественных зданий 1880-х год.

Одним из первых течений, возникших в рамках псевдорусского стиля, является зародившийся в 1830-е годы «русско-византийский стиль» в архитектуре церквей. Для другого направления псевдорусского стиля, возникшего под влиянием романтизма и славянофильства, характерны постройки, использующие произвольно истолкованные мотивы древнерусской архитектуры.

Одним из примеров особняка в "Русском стиле" является - Дом Пороховщикова на Арбате.


Здание, построенное на древнем фундаменте из дерева, удачно синтезировало приёмы национальной архитектурной традиции. Сложенный из толстых брёвен, украшенный резными наличниками, карнизами и подзорами, особняк сочетает крупные объёмы и не лишённый живописности облик.



Особняк был выстроен А. А. Пороховщиковым в том же владении (ул. Арбат, 25), что и принадлежавший ему же доходный дом, но в отличие от последнего выходил фасадом не на Арбат, а в Староконюшенный переулок. Архитекторами постройки стали Д. Люшин и А. Л. Гун (по другим данным — архитектор А. С. Каминский).

В 1880-х годах в особняке размещается «Общество воспитательниц и учительниц с бесплатной школой коллективных уроков по естествознанию и математике, иностранным языкам, пению», здесь читали лекции физиолог И. М. Сеченов, зоолог М. А. Мензбир, энтомолог К. Э. Линдеман. 5 марта 1880 здесь на средства меценатов открыта женская Воскресная школа, библиотека и педагогический музей.

В 1995 году дом был передан в долгосрочную аренду (сроком на 49 лет) актёру А. Ш. Пороховщикову, правнуку А. А. Пороховщикова, и внуку его тёзки А. А. Пороховщикова, известного российского, а позже советского конструктора. Актёр собирался создать здесь музей Пороховщиковых. Половина участка, примыкающего к зданию, была использована для строительства современного клубного жилого дома на 6 квартир, примыкающего к дому Пороховщикова сзади. В 2004 году была закончена реставрация самого исторического здания.

Ансамбль Красной площади в Москве

Ярким примером эклектических направлений, как я уже говорила выше, является ансамбль Красной площади в Москве. Оформлена целиком и полностью в стилях эклектики. Кра́сная пло́щадь — главная площадь Москвы, расположенная в центре радиально-кольцевой планировки города между Московским Кремлём (к западу) и Китай-городом (на восток). От площади к берегу Москвы-реки ведёт покатый Васильевский спуск. Современная Красная площадь — сплошной камень, но этот вид она приобрела только в 19 веке, а до того была преимущественно деревянной. Булыжником площадь была полностью замощена в 1804 году.

Исторический музей - построен так же в "псевдорусском" стиле, характерном для периода эклектики, оно является типичным примером русской архитектуры к ХIХ в.


Музей имени Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича основан указом императора Александра II 21 февраля 1872 года, по ходатайству организаторов Политехнической выставки 1872 года. Экспонаты отдела последней, посвящённого Крымской войне, составили первоначальную коллекцию музея. Также в ведение музея была передана историческая Чертковская библиотека.

Московская городская дума в апреле 1874 года выделила для постройки музея землю на Красной площади Москвы, на которой ранее находилось здание земского приказа (XVII век). Согласно конкурсному заданию, здание музея должно было быть выдержано в формах русской архитектуры XVI века, чтобы его облик органично соответствовал сложившемуся к тому времени архитектурному ансамблю Красной площади. Здание возведено на Красной площади, на её правой, противоположной собору Василия Блаженного, стороне, на месте разобранного здания Главной аптеки. Мотивы древнерусского "узорочья" в обработке фасадов и всего объёма здания - формы перекрытий, наличников окон, проёмов дверей, фризов, лопаток - заимствованы из сооружений XVII в.

Сама Дума помещалась в здании Центрального Музея В.И.Ленина - которое тоже относится к эклектике.


Верхние Торговые ряды - ныне ГУМ - спроектировал архитектор А.Н. Померанцев.


Фасады всех этих зданий с башенками, высокими кровлями, частым ритмом небольших окон в фигурных обрамлениях XVII века по канонам современной архитектуры (тех времён) не соответствовали внутренней функциональной архитектурно-пространственной организации. Наступал новый век - век машин и технологий - стекло и металл всё больше завоёвывали сердца и умы архитекторов. Становилось всё более очевидным несоответствие  псевдорусского стиля техническим возможностям и новому назначению архитектуры.

И вот конце XIX века начал сформироваться новый архитектурный стиль, в России называемый «модерн». Стали проводиться Съезды русских зодчих и архитекторов. Первый Съезд состоялся в 1892 году, Второй Съезд - в 1895 году. Здесь звучали выступления о большом интересе к техническим аспектам зодчества, металлическим конструкциям и их эстетической роли в формировании архитектуры. Считалось, что отныне  техника и конструкция должны служить источником художественных форм, а цель и значение зданий - источником художественного представления. Это было утверждением - рационализма.

Таким образом и были созданы реальные предпосылки для нового, решительного поворота архитектуры. О стиле "модерн" поговорим в следующей статье.


Интересные статьи по теме:

Классицизм. Городская усадьба
Классицизм. Загородная усадьба
Стили архитектуры (содержание серии статей)


Комментариев нет:

Отправить комментарий