пятница, 10 марта 2017 г.

Модерн. Жилые постройки.

В 1860—1870 годы в Европе главенствовал стиль эклектики, который заключался в цитировании и повторении предыдущих художественных стилей. Стремление противопоставить этому свое творчество объединило в антиэклектическое движение художественные течения и школы в различных странах. Это привело к тому, что в 1880-е годы в работах ряда мастеров стал вырабатываться новый стиль - Модерн - который противопоставлял эклектизму новые художественные приёмы.  Его отличительными особенностями является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (в архитектуре), расцвет прикладного искусства. В строительстве и украшении зданий стали активно использовать металл и стекло. Поэтому двигателем к дальнейшему развитию архитектуры можно считать - технический прогресс. 

В формах модерна преобладал — отказ от симметрии, вертикальные, стремящиеся ввысь доминанты, перетекание форм одна в другую. Преобладающими цветами являлись приглушенные оттенки — цвет увядшей розы, табачные цвета, жемчужно-серые, серо-голубые, пыльно-сиреневые тона. В отделке наличие мозаики, эмали, золотых фонов, чеканка по меди и латуни. Конструкции стиля — часто каркасные (несущим элементом является стальной каркас). Окна — прямоугольные, удлиненные вверх, часто с богатым растительным декором, иногда арочные, «магазинные окна» — широкие, наподобие витрин. Двери стиля модерн — прямоугольные, часто арочные. Чаще всего плоской формы, с мозаичным орнаментом, декорированные

Жилые постройки

Как и ряд других стилей, архитектуру модерна отличает также стремление к созданию одновременно эстетичных и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы — лестницы, двери, столбы, балконы — художественно обрабатывались. В экстерьерах жилых зданий стали появляться металлические украшения.

Один из таких особняков находится в Поварской Слободе в Москве. 


Здесь, в декоре здания, видим ажурные декоративные чугунные конструкции над окнами. И даже почтовый ящик так же оформлен чугунным растительным узором. 


Знаменитый особняк Рябушинского на углу улиц Малая Никитская и Спиридоновка в Москве так же видим элементы "модерна"...  



В архитектуре особняка присутствуют элементы английской готики и мавританского стиля. Фасады здания облицованы глазурированым кирпичом светлых тонов, сверху обвиты элементами мозаичного фриза с изображением ирисов. 


Здание состоит из двух этажей, но разноуровневые окна различных форм создают эффект многоэтажности здания. Решетки на окнах в духе ар-нуво состоят из замысловатых волнообразных узоров, как и низкая ограда вокруг музея.


Стиль Модерн так же предполагает выход внутреннего интерьерного декора зданий в экстерьер. Сюда относятся украшения дверей, окон и балконов не только металлическими узорами, но и класссическим. 

Вот например необычной формы окна особняка Миндовского украшены скульптурной композицией... 


Здание возведено в период между 1903 и 1904 годами по заказу Московского торгово-строительного акционерного общества на участке, где раньше располагалась усадьба Волчкова. Имение строилось с целью его дальнейшей перепродажи. Архитектором постройки был Л. Н. Кекушев. Дом возведён во франко-бельгийской интерпретации стиля модерн, но замысел автора проекта в ходе строительства значительно изменился.

Стилю "Модерн" так же характерны и мозаики на фасадах зданий, и украшение плиткой. 


Здесь же видим и красивую ажурную решётку балкона. И ещё несколько балконных решёток... 



Ещё одним ярчайшим представителем стиля "Модерн" является особняк О.А. Листа (Глазовский пер., дом 8), построенный архитектором Кекушевым. 


Особняк известен как первое по времени произведение модерна в Москве и одно из первых сооружений в этом стиле в России. Здесь видим характерный для традиционной архитектуры стиля украшения уличного фасада здания, декоративная обработка которого наиболее богата и разнообразна. Плоский фасад украшают многочисленные растительные орнаменты как вырезанные из камня, так и выложенные мозаикой. 



Над дверью в особняк выложен яркий, красочный цветочный рисунок - мозаичное панно с изображением водорослей и обитателей подводного мира. Да и сама дверь украшена резным растительным орнаментом.


Плоскости фасадов прерывает угловая лоджия, исполнение которой весьма свойственно Кекушеву, который всегда тяготил «к нарочитой усложнённости фасадов». Затенённый проём лоджии контрастно подчёркивает красоту выполненной из полированного чёрного гранита толстой колонны с цинковой капителью, украшенной опять же растительным рисунком. 


Сильно вынесенный металлический карниз и высокий прямоугольный рельефный аттик над лоджией придают особняку новаторский для времени его постройки вид сооружения с плоской кровлей. 


Здание городской усадьбы П.А. и Н.П. Павловых, стоящее на участке, когда-то принадлежавшем  «Товариществу мануфактур, основанных И.И. Скворцовым», владельцами которого являлись хозяева усадьбы – отец и сын Павловы.


Двухэтажный особняк, увенчанный изящным куполом и облицованный двухцветной керамической плиткой, представляет собой интересный образец архитектуры в стиле модерн. Облик особняка дополняет эркер с оригинальным остеклением, сделанным из клепаных металлических конструкций. Под куполом видим красивые металлические цветочные узоры-ленты. 

На каретном сарае, вернее том здании, что от него осталось, видим так-же растительный орнамент, отлитый из металла.  


Традиционно в модерне выделяются два основных направления: конструктивное (Австрия, Шотландия) и декоративное (Бельгия, Франция, Германия). Кроме того, в Италии и России сильное влияние на него оказали национальные традиции: в этих странах образцы модерна носили отпечаток традиционных форм. В качестве примера можно привести неорусский стиль в архитектуре России (не путать с псевдорусским стилем, который относился к периоду эклектики). При этом следует иметь в виду, что разделение искусства модерна на отдельные периоды и стили условно. Модерн, как ни один из других стилей, впитал в себя столько различных направлений и подвергся влиянию стольких национальных культур и традиций, что даже специалистам сложно определить, где заканчивается эклектика и начинается модерн и где заканчивается модерн и начинается ар-деко.

Модерн включал в себя множество течений и стилевых направлений: Неоромантизм — использовались элементы романского стиля, готики, ренессанса и других стилей; Неоклассицизм; Рационализм, направление с преобладанием более простых форм; Иррационализм; Кубизм, Кирпичный стиль, когда архитекторы отказывались от штукатурки, и все декоративные детали здания делались из кирпича и т.д. В зависимости от территориальной принадлежности он носил различные названия: венский, берлинский и парижский модерн — в Западной Европе, московский, петербургский, рижский и провинциальный модерн — в России и Восточной Европе. 

И вот эти самые ... "измы" - период раннего развития модерна принято называть модернизмом. Это течение формировалось в разные годы, в разных странах и различными художниками, как правило, не знавшими друг друга, но связанными общими идеалами и идеями. Об этом стиле, вернее "пред" стиле (предмодернизме) мы поговорим в следующей статье серии. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий