суббота, 13 августа 2016 г.

Северная Венеция - Нева, реки и каналы.

Как то давно я не писала ничего... но ведь лето для фотографа - самая горячая пора. Именно летом мы отправляемся в разные города (и страны) за новыми впечатлениями (читай -  материалом). В этом году я ненадолго (ненадолго !!!) решила "изменить" горам и Алтаю чтоб съездить... в свой самый любимый город России - Санкт-Петербург. 

И даже самому городу я уделила внимания не так много, как его пригородам. Не самым коммерческим (таким как Петергоф, Павловск, Царское Село или Кронштадт), но от этого - особенно интересным. Была я в Константиновском Дворце в Стрельне (действующей парадной резиденции президента Российской Федерации), Старой Ладоге, Выборге, Ижорске и Шлиссельбурге. Видела уникальные памятники архитектуры русского северного деревянного зодчества - это вообще особенное впечатление. Прикоснулась к одному из самых ключевых моментов истории священной Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов. И обо всём этом хочу теперь вам рассказать. 

Конечно, это дело не одной статьи, поэтому - та-да-да-дам!!!! -  открываю новую серию "Путешествие из Москвы в Петербург" ))). 

Итак... С чего для гостей северной столицы начинается сама столица?! Вариантов несколько. Для меня же это - величественная Нева и Летний Сад. 

Нева... Прекрасная река вытекающая из Ладожского озера и впадающая в финский залив Балтийского моря. На самом деле это даже не река, а так называемая "перемычка", "протока" между двумя значительными водными гаванями.


Нева судоходна на всём своём протяжении, является частью Волго-Балтийского водного пути и Беломорско-Балтийского канала. В происхождении названия есть два варианта - финский и шведский. Финская версия происходит от  финского слова neva - «открытое безлесное болото». А вот шведская гласит, что -  Ny(en) «Нева» ←  есть ny - «новый». Такое же название Нева носила в средне-нижне-немецком официальном языке Ганзейского торгового союза. 

В палеозое 300—400 млн. лет назад вся территория современной дельты реки Невы была покрыта Литориновым морем, которое образовалось после схождения ледника (так называемого Валдайского оледенения, которое закончилось около 12 тыс. лет назад). На севере Карельского перешейка Литориновое море (названное так в честь гастроподы Littorina littorea, обитающей в Северном и Балтийском морях и являвшейся руководящей формой этой стадии эволюции Балтийского моря) соединялось широким проливом с Ладожским озером. 

Литорина -  вид брюхоногих моллюсков из семейства литторин. Это чудесные моллюски, которые питаться могли даже целлофаном. Среди местных жителей и сейчас ходят прибаутки, будто "очень жаль, что сейчас этих моллюсков в окрестностях всё меньше". Уровень Литоринового моря тогда был на 7—9 м выше современного уровня Балтийского моря. По Приневской низменности с востока на запад примерно по современному руслу реки Невы протекала река Тосна, впадавшая в залив Литоринового моря. Ещё одна река - река Мга - в то время текла на восток и впадала в Ладожское озеро в районе современного истока Невы; её бассейн был отделён водоразделом от бассейна Тосны.

В районе Ладожского озера в результате подвижек земной коры  суша поднималась быстрее, и озеро со временем превратилось в замкнутый водоём. Уровень воды в нём стал подниматься, и когда он превысил уровень водораздела, озёрные воды, затопив долину реки Мги, прорвались в долину реки Тосны. В месте прорыва образовались пороги — нынешние Ивановские пороги на реке Неве. Таким образом, 4 тыс. лет назад возник пролив между Ладожским озером и Финским заливом, ставший долиной реки Невы, а реки Тосна и Мга стали её притоками.

Нева имеет невысокие берега, почти на всём протяжении круто обрывающиеся к воде, в среднем около 3—6 метров, в устье — 2—3 метра. Самое узкое место реки 210 м. Нева — широкая и глубокая река. Средняя ширина 400—600 м. Самые широкие места (1000—1250 м) — в дельте у Невских ворот Морского торгового порта в так называемой воронке рукава Большая Нева, у окончания Ивановских порогов при впадении реки Тосны и у острова Фабричный вблизи истока (в Шлиссельбурге). Об этом расскажу (и покажу) позже. 

И вот там, где было море, теперь стоит - прекрасный город. Строительство города в низком болотистом месте потребовало сооружения каналов и прудов для осушения. Вынутая при этом земля использовалась для повышения поверхности. В конце XIX века дельта Невы состояла из 48 рек и каналов, образующих 101 остров. 

И вот, попав в Петербург, первым делом хочется увидеть его как раз с воды - парадным. Забравшись на катерок, отправляющийся с канала Грибоедова возле Невского проспекта, уютненько закутавшись в плед - отправляемся в плавание. Вот отсюда... 



Первым встречаются нам на пути знаменитый Русский музей и Собор Воскресения Христова (Спас на Крови)


Собо́р Воскресе́ния Христо́ва на Крови́, или Храм Спа́са на Крови́ в Санкт-Петербурге — православный мемориальный однопрестольный храм во имя Воскресения Христова; сооружён в память того, что на этом месте 1[13] марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен император Александр II (выражение на крови указывает на кровь царя). Храм был сооружён как памятник царю-мученику на средства, собранные по всей России. 

Сначала на этом месте была заложена часовня в память событию, а затем объявлен архитектурный конкурс на лучший проект храма. Императором было принято решение, чтобы возводимый храм выполнен был в стиле русской архитектуры, какими обладают церкви XVII веков, особенно в Ярославле. Кроме этого, следовало оформить место гибели императора внутри храма в виде отдельного придела. Многие варианты отклонил Александр III и наконец остановился на проекте архитектора Альфреда Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия (Малышева). 

Фасад украсили многочисленные мозаики, декоративный кирпич, мрамор, гранит, эмали, и позолоченная медь. Сложные мозаики задержали освещение храма на десять лет. Оно было совершено митрополитом Антонием (Вадковским) 6 (19) августа 1907 года (в день Преображения Господня, известный также как Второй Спас) в присутствии императора Николая II и иных членов императорского Дома. 

Архитектура храма действительно представляет собой образец «русского стиля». Здание представляет собой собирательный образ русского православного храма, ориентированного на образцы Москвы и Ярославля XVI—XVII веков. Большое влияние на внешний облик храма оказала архитектура московского собора Василия Блаженного. С внешней стороны на храме сделаны надписи, где подчёркиваются достижения России в период правления Александра II.


Пройдя  под Мало-Конюшенным мостом и повернув направо попадаем в русло реки Мойки. Справа по борту видим старинный Конюшенный двор


В 1816 году строителем главных конюшен был назначен В.П. Стасов, который и разработал проект их перестройки. Работы велись с 1817 по 1823 год с использованием старых стен. Конюшни расположились со стороны Мойки. В них были применены технические новшества: чугунные колонны и перекрытия, подача воды паровой машиной. В водопойных залах были установлены гранитные чаши работы Самсона Суханова. В первом этаже здесь разместились мастерские, во вторых — квартиры чиновников. После окончания всех строительных работ в 1823 году фасады здания были окрашены в светло-серый цвет с белыми деталями. 

Императорские конюшни славились породистыми скакунами. Именно здесь выбрал коня для работы с натуры Этьен Фальконе при создании «Медного всадника», двух лошадей выбрал П.К. Клодт при работе над скульптурами для Аничкова моста.

В 1865 году здание Конюшенного двора было частично переделано по проекту Г.Ф. Гросса. В 1898–1904 годах здесь служил барон Маннергейм.

Зелёное здание на левом берегу реки Мойки - это бывший собственный дом графа А.А. Аракчеева


Аркачеев Алексей Андреевич (1769-1834), граф (с 1799 года), государственный и военный деятель, генерал от артиллерии (с 1807 г.). Окончил Артиллерийский и Инженерный шляхетный кадетский корпус в 1787, а с 1792 года служил в Гатчинских войсках великого князя Павла Петровича (будущего имп. Павла I). После его вступления на престол (1796) - был комендантом Санкт-Петербурга и одним из наиболее близких к императору сановников, генерал-квартирмейстер армии, командир лейб-гвардии Преображенского полка, инспектор всей артиллерии. Внес большой вклад в развитие отечественной артиллерии и совершенствование ее материальной части. 

Во время войны 1812-1814 против Наполеона I находился при Александре I. С 1816 фактически руководил внутренней политикой гос-ва, единолично представлял императору доклады по всем государственным делам (кроме международных и военных) сопровождая их своим собственным мнениями по их существу. 

В стороне, за жёлтым Певческом мостом, величественной красой выступает Государственный Эрмитаж - Восточное крыло здания Главного штаба... 


Главный штаб - один из символов Российской империи и одна из вершин русского ампира. Его фасады и интерьеры подлежат тщательной реставрации, и никакие изменения здесь недопустимы. Теперь здесь выставлены коллекции русского и европейского декоративно-прикладного искусства, живопись и скульптура XIX столетия. В Главный штаб вскоре переедут и картины импрессионистов, постимпрессионистов, мастеров ХХ века из знаменитых собраний С. И. Щукина и И. А. Морозова. Будут выделены специальные площади для показа современного искусства, появятся Музей наград, Музей Гвардии, Комнаты Фаберже.

Зда́ние Гла́вного шта́ба — историческое здание, располагающееся на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге. Строительство здания продолжалось с 1819 по 1829 год. Архитектор: К. И. Росси. 


Именно так выглядит парадный фасад Генерального Штаба с Дворцовой площади. Центральная часть здания состоит из двух корпусов, соединённых аркой, составляющих вместе дугу общей длиной 580 метров. В зданиях, помимо Главного Штаба, располагались Военное министерство, Министерство иностранных дел и Министерство финансов (в восточном корпусе). После Октябрьской революции в здании располагался Наркомат Иностранных дел, а впоследствии отделение милиции. 

Оставляя Генеральный Штаб слева поворачиваем в Зимнюю канавку... 



Этот Канал был прорыт в 1718—1719 для того, чтоб соединить речку Мойку и Неву. Подрядчиком работ был назначен В. Озеров. Длина канавки 228 метров (один из самых коротких в городе каналов), ширина около 20 м. Имел несколько других названий: Старый Дворцовый канал (с 1738), в 1780-х Зимнедомский (Зимнедворцовый) или Зимний канал (по соседнему Зимнему дворцу). С 1768 правый берег именовался Почтовой улицей. Современное название официально присвоено в 1828 году. 

В 1782-1784-х годах на канавке были сооружены гранитные набережные (решётки — скульптор И. Ф. Дункер). Особую живописность Зимней канавке придает арка, соединяющая здания Старого Эрмитажа и Эрмитажного театра (построена в 1780-е гг. архитектором Ю. М. Фельтеном).

Через канавку выходим в прекрасную гавань Невы. 


По её берегам расположены самые первые, самые древние постройки Санкт-Петербурга. Это и Петропавловская крепость на самом первом - Заячьем острове. Который  в период шведской колонизации назывался Люст-хольм (Весёлый остров) или Люст-эйланд (Весёлая земля). Позднее стал называться Тойфель-хольм (Чертов остров). Такое название он получил после наводнения, затопившего местное поселение со всеми жителями.


Это и Зимний Дворец (Эрмитаж) - в прошлом главный императорский дворец России, и Адмиралтейство - изначально строившееся как главная верфь, по чертежам, подписанным лично Петром I... В 1709 году по распоряжению Петра I в Адмиралтействе была основана модель-камера (нидерл. model-kammer — комната моделей, кладовая образцов), где хранились корабельные чертежи и модели.


И Кунсткамера - кабинет редкостей, в настоящее время — Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук (МАЭ РАН). 


Кунсткамера (нем. Kunstkammer — комната искусства) — в прошлом название различных исторических, художественных, естественно-научных и других коллекций редкостей и места их хранения. В XVI—XVII вв. кабинеты редкостей были принадлежностью многих княжеских и королевских дворов. Так, в XVII веке датским королём Фредериком III была основана Королевская Датская Кунсткамера, упоминаемая в сказке Г. Х. Андерсена «Принцесса на горошине» (сведения из Википедии). 

По берегам Невы селилась самая блестящая знать и вельможи, а также богатые иностранцы. А как они сюда добирались? 

Нева - река то глубокая. А вот Невская губа (Маркизова лужа), которая отделяла её от Балтийского моря - мелководная. К причалам на Неве раньше с моря вёл сложный, извилистый фарватер, вызывавший значительные затруднения для прохождения крупных судов. Осадка судна способного пройти в Петербург при среднем уровне воды не должна была превышать 2,4 м. По этим причинам многие корабли разгружались в Кронштадте, а оттуда грузы перевозились на небольших судах до Петербурга. 


Это было очень неудобно и для торговли, и для промышленности, которая начала развиваться в Петербурге. Одним из крупных промышленников XIX века был Николай Иванович Путилов. Это был очень богатый русский инженер, предприниматель, учредитель Общества путиловских заводов в Санкт-Петербурге. Действительный статский советник. По оценкам современников — знаменитый металлург, имя которого стоит в одном ряду с владельцами крупнейших мировых металлургических предприятий, «замечательнейший деятель русской промышленности». В своё время ему был передан чугунолитейный завод - впоследствии знаменитый "Путиловский (Кировский) завод". Он же изобрёл уникальный состав стали и профиль железнодорожных рельс, который позволил России отказаться от импорта этого товара и стало мощным толчком для нового строительства собственных железных дорог и товарных вагонов. Заводу требовался чугун, который, из-за мелкого состояния Невской губы нужно было перегружать в Кронштадте на другие суда и перевозить на завод. Это значительно удорожало поставки, а значит и производство. Поэтому Путилов посидев и поразмыслив доработал ранее предложенный инженером И. А. Заржецким проект морского фарватера, который должен был от Кронштадта протянуться до самого Петербурга. 

И вот в 1877 году Морской фарватер (канал) начали строить. На стройке было задействовано 59 судов: пароходов, шаланд, самоходных барж, паромов и земснарядов. Для сооружения ограждающих дамб в дно водоёма забиты десятки тысяч свай, пространство между их рядами заполнялось щебнем и землей. Дамбы с обеих сторон морского канала предназначались для защиты его от заиливания, от города они тянулись на 4,3 км.

Путилов вложил в то строительство весь свой капитал и обанкротился. 18 апреля 1880 года Н. И. Путилов умер. Строительство завершали его компаньоны П. А. Борейша и С. П. Максимович. В июле 1882 года первая очередь канала была сдана в эксплуатацию. Полностью строительство канала было завершено в 1885 году. Канал имел глубину 6,7 м (22 фута) и ширину 64—106 м, длина — 29,6 км. Это величайшее стратегическое сооружение - Морской канал (фарватер) - и по сей день успешно используется для прохода крупных (грузовых и пассажирских) морских судов из Балтики через Петербрург и далее по крупнейшим рекам нескольких областей России до самого Севера... 



Нева - это и главные морские ворота на севере, и крупный порт (гавань) для судов прошлого и настоящего...


...и важнейший проводник и помощник в торговле и для промышленности, и парадная и самая главная улица Петербурга. 

Как в прошлые, так и в нынешние времена, от набережной к набережной туда-сюда сновали частные лодки. Из своих дворцов вельможи плавали, как мы сейчас ездим - и на работу, и на балы, и на гуляния. Сам Пётр I таким образом от своего первого петербургского cтроения - Петропавловской крепости - переплывал на ту сторону Невы, чтоб посещать и устраивать приёмы в любимом своём детище - Летнем Саду, где впоследствии он построил себе летнюю резиденцию и обратно, на остров Берёзовый, где строились первые дома нового города...  

А вот о Летнем Саде я расскажу в следующей статье... 

Другие статьи серии "Петербург и окрестности"

1. Фонтаны и боскеты Летнего Сада


Комментариев нет:

Отправить комментарий