четверг, 13 ноября 2014 г.

Высокопетровский монастырь

Вторая часть рассказа о недавней прогулке по Бульварному кольцу в районе Рождественского и Петровского бульваров будет целиком повещена лишь одному, наверно, самому древнему монастырю Москвы. Святыне... Жемчужине... Очень интересному месту древнейшей истории Москвы.  

Петровский бульвар

Бульвар получил своё название в 1820-х годах. Его дали улица Петровка и площадь Петровских ворот, от которых бульвар спускается к Трубной площади. Петро́вка - одна из основных и самых старых улиц центра Москвы. Своё название она получила по Высоко-Петровскому монастырю, основанному в конце XIV века. Имя Петровка употребляется с начала XVII века и с тех пор ни разу не менялось, что редкость для исторических улиц центра Москвы. В XVIII веке улица начала интенсивно застраиваться, во второй половине века здесь появились особняки московской знати. В XIX веке Петровка стала одной из главных торговых улиц Москвы. Улица сформировалась, как дорога от Троицких ворот Кремля в сторону села Высокого и расположенного возле него Высоко-Петровского монастыря. Село Высокое получило имя по высокому берегу реки Неглинной. 

Почему же именно до села Высокое?! Потому что именно здесь располагалась (и сейчас располагается тоже) одна из древнейших святынь Старой Москвы - 

Высоко-Петровский монастырь... 


Первые упоминания о монастыре встречаем в письменных источниках с 1317 года, но предание приписывает основание монастыря митрополиту Киевскому и всея Руси Петру, который перенёс свою кафедру из Владимира в Москву. В создании монастыря принимали участия многие Великие Императоры (цари) Древней Руси: князья Дмитрий Донской и  Василий III, царь Алексей Михайлович Романов, император Пётр I. 

Свою историю монастырь ведёт с Ивана Калиты, который своим духовным наставником считал Митрополита Петра.


Когда Петр стал митрополитом Киевским и всея Руси, он часто приезжал в Московскую епархию и останавливался в Крутицком монастыре. Иван Калита желал чаще с ним общаться и построил для него подворье в Кремле. Но Митрополит Пётр любил молится в одиночестве, а в Кремле это было невозможно.  Тогда Петр решил снова основать себе монастырь для уединенных молений там, где сейчас находится Высокопетровский монастырь. В те времена здесь был глухой лес, рядом протекала река Неглинная. Эти места напоминали ему родные места - Волынские. Там, на Волыни, он жил на реке Рате, а тут протекала река Неглинная. Но до монастыря из Москвы (которая тогда умещалась за кремлевскими стенами) надо было как-то ехать, и ехать через лес. Тогда сюда прорубили дорогу, которая называлась Митрополичьей, а потом превратилась в нынешнюю Петровку.

Как известно, постройки древних монастырей все изначально были деревянными. Поэтому они сгорали, восстанавливались, меняя при этом свои местоположения.  И не имея перед глазами документов реконструкции трудно доподлинно установить где, что и когда стояло. Одним из первых храмов, выстроенных Митрополитом была деревянная церковь Петра и Павла... Несколько раз он горел или разбирался другими московскими князьями. До наших дней на первоначальном месте он не сохранился (был перенесён в надвратную церковь). Самым древним храмом обители является уже каменный 

Собор во имя свт. Петра, Митрополита Московского и всея Русии...


Возведён храм был неким Алевизом Новым в 1514-17 гг. на месте прежнего деревянного, во времена правления Василия III. Именно при нём, дабы сохранить облик Москвы от пожаров, постройки стали ставиться каменные. Перестроен при обновлении монастыря в кон. XVII в. и освящён 8 мая 1690 г. Архитектурные формы не имеют аналогов и в настоящее время: восьмигранная башня со шлемовидной главой, возвышается над 8-лепестковым нижним ярусом. 

Меня тоже поразили архитектурные формы храма. Для меня такой вид архитектуры типичен, скорее, для православных храмов где-нибудь в Грузии, или Армении... Что-то такое южное или восточное... А оказывается - нет! И у нас в Москве есть подобные причудливые церкви. 

Тогда же, на территории монастыря стояла и деревянная Боголюбская церковь, построенная во времена правления Дмитрия Донского, которая изначально называлась - Покровская. Позднее она была перенесена в надвратную колокольню тоже в деревянном исполнении.

Значительные перемены в облике монастырь претерпел во времена правления царя Алексея Михайловича (отца Петра I), во времена, когда через два года после смерти Марии Ильиничны  Милославской царь Алексей Михайлович женился на Наталье Кирилловне из рода Нарышкиных. Наталья Кирилловна родила Алексею Михайловичу сына, будущего царя Петра. Тогда Алексей Михайлович подарил монастырю свою усадьбу, которая вплотную прилегала к его стенам. Прежде чем стать царицей, Наталья Кирилловна жила здесь, молилась в храмах монастыря. Она чтила память Петра митрополита,  поэтому и решила своего первенца назвать - Петром. Палаты той усадьбы и сейчас ограждают территорию монастыря как раз со стороны улицы Петровка... Палаты XVII в. получили название Нарышкинских, так как были резиденцией братьев матери Петра I царицы Натальи Кирилловны и, некоторое время, её самой. 

Палаты Нарышкиных... 


Во времена правления Петра I в память своим погибшим дядьям Нарышкиным в палатах этих он построил братские кельи, в них же тогда располагалась церковь для монахов. 

В 1690-91 гг. на месте перенесенной в колокольню Покровской церкви был построен Боголюбский храм. Он служил усыпальницей Нарышкиных. Двухсветный бесстолпный пятиглавый четверик и прилегающая трапезная, стоящие на низком подклете. Закрыт в 1929 г., последним из монастырских храмов. До сих пор не возвращен Русской православной церкви. У юго-западного угла собора - часовня-усыпальница деда Петра I К.П. Нарышкина (кон. XVII в.)

Уже позже, накануне 2-го стрелецкого бунта (который провалился, а Пётру удалось спастись в Сергиевой Лавре), в 1684 г. когда Петру подарили список с чудотворной Боголюбской иконы Божией Матери, он повелел разобрать деревянный храм Покрова, в котором были похоронены его дяди, и на этом месте поставить уже второй храм  

Храм во имя Боголюбской Иконы Божией Матери (тогда ещё Покровской церкви), в которой позже была устроена усыпальница Нарышкиных... 


В XVIII веке в трапезной части Боголюбского храма хоронили всех Нарышкиных. Всего там было 18 захоронений. Над каждым из захоронений ставился каменный саркофаг. Сделаны они были из цельного камня и служили лишь памятником... Все эти саркофаги сейчас выставлены в Галереях Гульбища, о которых расскажу позже. 


Когда французы в 1812 г. зашли в Боголюбский храм, они решили, что в надгробиях Нарышкиных - родственников царя - можно найти драгоценности, и стали их разбивать, но ничего не нашли. Они же не предполагали, что бояре захоронены не в каменных саркофагах, как египетские цари, а под ними! Среди этих саркофагов находятся саркофаги братьев Натальи Кирилловны Нарышкиной, тех, которых на глазах маленького Петра убили стрельцы во времена своих бунтов. В годы революции храм был обезглавлен (все пять голов были снесены) и до сих пор Храм не возвращён церкви.

Тот вид, что Высоко-Петровский монастырь имеет сейчас он приобрёл - в годы, когда Россией правил Царь Пётр I. 

Все мы знаем, что когда Российский трон заняли два царя - Пётр и Иван - регентшей при них была назначена их старшая сестра - Софья Милославская. Когда царём остался лишь один Пётр (от Нарышкиных) Софья захотела сама править Русью, единолично, чтоб не допустить на Трон не свою, другую, ветвь государей российских. Поэтому с целью свержения с трона Петра несколько раз поднимала против него бунты стрельцов. В одном из них - погибли его дядья (братья матери Натальи Кирилловны). Когда 7 августа 1689 г. Софья снова подняла бунт с помощью стрельцов, пока они решали, как выманить Петра из Преображенского, рано утром 8 августа сторонники Петра прознали, что Софья хочет его убить, и он удрал в Троице-Сергиеву Лавру - обитель Сергия Радонежского. У Софьи ничего не получилось и Пётр считал этот её провал - собственной победой. Поэтому в честь этого события в Петровском монастыре был выстроен

Храм во имя преподобного Сергия Радонежского, поставленный на высоки подклет.


Первоначально одноглавый, после обновления 1704–06 гг. приобрел нынешний вид. В 1836 г. в Трапезной устроены приделы Алексия митрополита (левый) и Митрофания Воронежского (правый). С появлением этого храма монастырь преобразился. По периметру заднего двора, к Нарышкинским палатам и вокруг Собора Сергия Радонежского были пристроены - Гульбище. Гу́льбище — терраса или галерея, окружающая здание по периметру поверх перекрытий подклета, характерный элемент русской архитектуры. Гульбище являлось обычной деталью русского частного дома и храма. 


Со двора Радонежский Храм выглядел так....


Так же, как я уже говорила выше, Пётр повелел разобрать деревянный храм Покрова, в котором были похоронены его дяди, и на этом месте поставить уже второй храм в честь Боголюбской иконы Божией Матери. Именно в это время  Храм Покрова "переехал" в надвратную колокольню. 

Надвратная церковь Покрова Пресвятой Богородицы...


Её  четверик был без выступающего алтаря и так же окружался гульбищем, и расположилась она над трехпролетными проездными воротами. Над храмом – восьмигранная колокольня с двумя ярусам открытых звонов, завершенная куполом с главкой на стройном барабане. Святые ворота строились с 1680-х гг., объем церкви возведен около 1691 г., а колокольня завершена в 1694 г.

Гульбище появилось и вокруг Храма Митрополита Петра...


Еще по указу Петра в монастыре был построен служебный корпус, где были конюшня и каретная, а всю территорию царь обнес мощной стеной. За шесть с небольшим лет здесь был построен целый ансамбль. Именно эти времена по праву можно считать - расцветом Высокопетровского монастыря. Пока все это строилось, Царь Пётр по-прежнему молился в храмах Высокопетровского монастыря, пел в хоре, алтарничал, помогал священникам служить. И тогда монастырь назывался «государева молельня». И поэтому на центральном кресте храма Сергия Радонежского есть царская корона. 

Вскоре мать Петра умерла, а царь с "Высоким посольством" уехал за границу. Софья снова подняла бунт стрельцов - третий. Но и он не увенчался успехом. Мало того, по возхвращении Пётр заточил в Новодевичий монастырь саму сестру и казнил более ста стрельцов. Московский люд негодовал. Царя стали считать антихристом, ругали и не любили. Он был сильно разозлён на Москву, хотел сжечь её, но делать этого не стал. Решил строить себе новую столицу, которой и стал - Петербург. А Высокопетровский монастырь так и остался вотчиной Нарышкиных и его родственников.  После Петра на территории монастыря появилось еще два храма: храм в честь Толгской иконы Божией Матери и храм Пахомия Великого. 

Церковь Толгской иконы Божией Матери


Была построена в 1744-50 гг. дальней родственницей Нарышкиных - Натальей Алексеевной. И возведена церковь была в честь всё того же спасения Петра от второго стрелецкого бунта. Название своё получила  потому, что  именно 8 августа по старому стилю чествуется Толгская икона. А Наталья Александровна считала, что спасся Петр не только по молитвам Сергия Радонежского, в честь которого построил храм, но и по молитвам Божией Матери через Толгскую икону. Теперь ансамбль монастыря выглядел так...


Сейчас в церкви устроена керамическая купель.

И, наконец, последним храмом, появившимся в монастыре стал

Храм Петра и Павла


Изначально он назывался - Храм Пахомия Великого. В 1753-55 гг. построил его митрополит монастыря - Пахомий - в честь своего небесного покровителя. Храм был  возведён на основании бывших белокаменных ворот усадьбы Нарышкиных (XVI в.). Одноглавый барочный храм типа восьмерик на четверике, окруженный соединяющим его с кельями гульбищем. Сейчас этот храм носит название Петра и Павла. 

В 1812 г. на территории монастыря стояла конница Наполеона - 1000 лошадей. Лошади стояли даже в храмах. Можно себе представить, что они сделали с монастырем. Все храмы обители были осквернены и разграблены, хотя ризницу и особо ценные реликвии архимандрит Иоанникий успел вывезти в Ярославль. Маршал Мортье, назначенный Наполеоном военным губернатором Москвы, устроил в монастыре свою резиденцию. Здесь он приговаривал к смертной казни москвичей, подозревавшихся в поджогах города. Их расстреливали у монастырских стен со стороны Петровского бульвара и тут же в монастыре, у колокольни, хоронили. Одновременно с этим в монастыре была устроена скотобойня. Храм  Пахомия был вновь освещён только в 1914 г. Только тогда его освятили уже не во имя Пахомия, а во имя апостолов Петра и Павла. В годы революции монастырь и всё его имущество были национализированы. Все храмы были обезглавлены. 

Помните, в первой части я говорила о том, что даже после того, как в Москве официально были закрыты все монастыри и практически все церкви, монашество не исчезло, а стало собираться в неком тайном обществе?! Так вот общество это функционировало... именно здесь, в Высокопетровском монастыре и тайно продолжало действовать до 1929 года. Это была крупнейшая в СССР монашеская община, жизнь которой строилась по монастырскому уставу, где процветало старчество и совершались монашеские постриги (а чтобы не привлекать к себе лишнего внимания властей – труд в советских учреждениях вменялся послушникам, как святое монастырское послушание), продолжала действовать подпольная Московская духовная академия.

В советские годы здесь были ремонтно-механический завод, клуб, ансамбль танца «Березка». Была разобрана часть восточной стены, сняты главки церквей, утрачены интерьеры. 

Только в 1950-х гг. в Петровском монастыре начались реставрационные работы, растянувшиеся на очень продолжительное время. В 1990-х г. обитель вновь была открыта, монастырь получил статус Патриаршего подворья и в его стенах начал свою деятельность Российский православный институт св. ап. Иоанна Богослова. 

Вот такая интересная история у этого монастыря. Сейчас, гуляя в его стенах, успеваешь кратко прожить всю его жизнь. Находясь в узких и мрачных галереях Гульбища испытываешь некий благоговейный страх, прохаживаясь вдоль выставленных там каменных саркофагах... 



И фотографируя эти помещения хочется поскорее выйти из этих "подземелий", хотя находятся они вовсе и не под землёй,  туда... к свету... 


Прохаживаясь по Гульбищу успеваешь ощутить парадную сторону жизни послушников обители... 


Или понаблюдать за звонарями возле современной звонницы... 


Великое место! Велики люди!! Яркая история, в которую вновь и вновь хочется заглядывать сквозь временные "зеркала" современности, в которых она и отражается...



Жизнь продолжается, Друзья!!!

Комментариев нет:

Отправить комментарий