четверг, 26 мая 2016 г.

Классицизм. Городская усадьба.

Городские усадьбы 

Мир - не стоит на месте. Активно развивается наука и двигает архитектуру вперёд. В середине XVIII века люди открыли "археологию". Её развитие повлекло за собой неподдельный интерес к "забытой" истории и античности. Был найден город Помпеи. 


Появился новый интерес, и людям захотелось вернуться к излюбленным когда-то классическим формам. К тому же, стили "барокко" и "рококо" многим стали не по карману, слишком дорогим теперь было это удовольствие. Появились стремления к строгой красоте, без фанфаронства. Начали возрождаться древнегреческое и древнеримское искусство. В современной интерпретации оно приобрело новые технологии и достижения, но очень точно повторяло его по форме. В архитектуру снова вернулись чётки квадратные и прямоугольные формы. 

В России, событием способствующим быстрому угасанию барокко стала неожиданная отставка Ф.Б.Растрелли, его отъезд из страны и отход от творческой деятельности. К тому же, новая экономическая политика послужила сильным толчком в развитии торговых отношений, к повышению продуктивности помещичьих хозяйств, ремесленного производства и промышленности. Дворянские усадьбы развивались очень быстро. В связи с этим Екатерина II провозгласила манифест "О вольности дворянской" (1762 год), который разрешал дворянам проходить воинскую службу не выезжая из своих поместий. Это давало им возможность непрерывно заниматься хозяйством. Купцам и промышленникам предоставлялись привилегии. Возникла необходимость возведения казённых и частновладельческих сооружение, зачастую государственного значения. К ним относились: гостиные дворы, рынки, ярмарочные комплексы, лавки, склады, биржи и банки. 

В целях укрепления власти в городах возникла потребность в строительстве присутственных мест, губернаторских домов, больниц, тюремных замков, казарм для военных и генералов. Возникла острая необходимость в воспитании и обучении новой интеллигенции, которые могли бы занимать руководящие посты. А значит нужно было строить различные учебные заведения: академии, институты-пансионы, лицеи, театры и библиотеки. 

Города росли. Был возрождён новый административный орган - Каменный приказ - который стал разрабатывать новые планировки городов, в основу которых клались чёткие геометрические формы. Приказ подчинялся генерал-губернатору Москвы. Директором был архитектор П. Н. Кожин. Приказ вначале размещался в Кремле, затем в домах, арендованных у частных владельцев. В 1762 году была образована комиссия для устройства городов Санкт-Петербурга и Москвы. Главными градоформирующими факторами стали: водные и сухопутные магистрали, административные, торговые и транспортные площади, чёткие границы городов.  Застройка регламентировалась по высоте и плотности:

1. Дома ставить вплотную друг к другу, сплошной лентой
2. Фасады делать простыми, оживлённые фигурным обрамлением окон
3. В простых городах в 1 - 2 этажа, в столице - Петербурге - до 3 - 4х этажей.


Приказ вначале размещался в Кремле, затем в домах, арендованных у частных владельцев. В 1778 году были куплены палаты Сверчковых (Сверчков переулок, 8), двухэтажный «каменный дом с прочими строениями, садом и прудом».

Разработкой архитектурного облика городов занимался архитектор А.В.Квасов. Впервые он упоминается в 1734 году как ученик М. Г. Земцова в московской канцелярии от строений (Лефортовский и Анненгофский дворцы). При Елизавете Петровне работал с Б. Ф. Растрелли и С. Чевакинским над возведением Екатерининского дворца в Царском Селе в качестве подмастерья. Он хоть и был архитектором "елизаветинского барокко", но планы городов учреждал в классических формах. Его время - это время так называемого "раннего классицизма". 

Для Москвы Квасов разработал такую планировку: 

-сохранить радиально-кольцевую структуру, создать систему площадей вокруг Кремля и Китай-города
-на месте обветшавшего Белого города (стены) создать кольцо бульваров
-устроить площади на пересечении бульваров с радиальными улицами


Как видим, именно она - т.н. квасовская планировка - лежит в основе нынешней планировки. Именно на неё опирался Бове, когда утверждал вид Москвы тех времён.

Многие московские (городские) усадьбы стали перестраивать в "современном" классическом стиле. Городские усадьбы, в принципе, мало чем отличались от загородных. Усадьба  представляла  собой жилой  хозяйственный комплекс, в который входил дом, сараи, конюшня, хлев, кладовые и прочие службы, сад, огород, часто – рыбный пруд. Ну разве что размером земельного участка они были меньше. Их владельцы – представители старинного московского барства жили в городе почти так же просторно и привольно, как и в своих загородных поместьях.

Одна из таких усадеб - Городская усадьба Долгоруких на Поварской улице...



Усадьба изначально состояла из главного здания, позже Долгорукий пристроил два симметричных служебных корпуса по краям главного дома с круглыми угловыми помещениями. На рубеже XVIII—XIX веков главный дом усадьбы был надстроен мезонином, украшен двумя портиками и получил строгое классическое оформление фасадов.


Дом этот был хорошо знаком Льву Толстому. Она послужила прототипом имения Ростовых в знаменитом романе Л.Н. Толстого «Война и мир». В память об этом в саду установлен памятник Льву Николаевичу. В этой усадьбе венчался И. С. Аксаков с А. Ф. Тютчевой, отсюда начинались похороны Маяковского, и здесь же хоронили Булгакова. В середине 20 века в подвале дома жил начинающий поэт Роберт Рождественский.

Как говорилось выше, в городах возникла острая необходимость в строительстве учебных заведений. Одним таким заведением стало - воспитательное заведение для девиц - Александровский институт (Дом в Кудрине)...


В 1812 году по распоряжению императрицы Марии Федоровны этот институт был переведен в новое здание, построенное рядом с Мариинской больницей, на Божедомку. Дом в Кудрине занял Вдовий дом. Архитектор Д.И.Жилярди.

Вдовий дом содержался на средства вдов и ведомства Воспитательного дома. Вдовий дом считался также и памятником благотворительных дел императрицы Марии Федоровны (супруги императора Павла I).

В середине XIX века здесь помещалось около 600 вдов, при некоторых из них находились малолетние дети. С 1818 года во Вдовий дом принимались вдовы служителей Отечеству на военной или гражданской службе не менее 10 лет, а также такие вдовы, мужья которых были убиты на полях сражений.

При Вдовьем доме находились 50 избранных вдов, называвшихся сестрами милосердия. В такие сестры принимали добровольно по представлению начальства. Сестра предварительно проходила испытания в Мариинской больнице, там она обучалась уходу за больными, милосердию, терпеливости. Принятие в сестры милосердия сопровождалось церковным обрядом с клятвою о посвящении своей жизни страждущему человечеству.

Русский классицизм отличают несколько признаков:

а) фасады зданий окрашивались устойчивыми земляными красителями на известковом молоке (серые, жёлтые (в основном), оранжевые, красные и синие;
б) на фоне окрашенных стен чётко выделялись белые или слегка тонированные колонны;
в) на церквях золотились купола (заменяли солнышко в пасмурном климате). 

Вообще, "классицизм" имел три фазы своего развития:

1. Ранний классицизм - 1760 - 1780 гг.
2. Строгий классицизм - 1780 - 1800 гг.
3. Высокий классицизм - 1800 - 1840 гг.

Разберём подробней каждый из этих периодов.

Ранний классицизм

Архитектура раннего к. ещё сохраняла черты барокко, но за основу берётся - античность. В это время Россией правила Екатерина II, именно она утверждала каноны и правила новых направлений в строительстве. Поэтому архитектуру раннего классицизма ещё называют "екатерининский классицизм". Екатерина много читала, усвоила стиль французских писателей, а также моду на античность и Классицизм, распространявшуюся в те годы в Европе. Ранний русский классицизм в архитектуре (архитекторы: в 1760-70-е гг.; Ж. Б. Валлен-Деламот, А. Ф. Кокоринов, Ю. М. Фельтен, К. И. Бланк, А. Ринальди) сохраняет ещё пластику, обогащённость и динамику форм, присущую барокко и рококо. 

Свой первый день рождения в качестве императрицы в Москве Екатерина II отмечала закладкой Московского Воспитательного дома – обители для незаконнорожденных детей, из которых воспитывали свободных образованных граждан. Этот грандиозный дом стоит памятником Просвещения и Благотворительности на Москворецкой набережной и сегодня.


Крупнейшее здание Москвы дореволюционного периода (длина фасада по набережной 379 м). Из трёх корпусов-каре в XVIII веке были выстроены только два (арх. Карл Бланк); восточный корпус завершен в XX веке (арх. И. И. Ловейко). В XIX веке расширением Воспитательного дома заведовали архитекторы Джованни и Доменико Жилярди, А. Г. Григорьев, М. Д. Быковский. До 2013 года в зданиях Воспитательного дома базировались Военная академия РВСН и Российская академия медицинских наук.

В стиле "раннего классицизма" так же построена одна из жемчужин архитектурно-паркового искусства XVIII века - Парадная Усадьба "Кусково". Её дворец со свободно интерпретированной симметрией и пропорциями является типичным представителем стиля.



Главный фасад имеет трёхчастную структуру с концевыми ризалитами и шестиколонным глубоким портиком на оси (главной оси усадьбы). Надо сказать, что именно в эпоху раннего классицизма стало принято всю усадьбу выстраивать на одной главной оси, строго по центру которой стоят все главные постройки (ось проходила и через центр этих зданий), проложен регулярный сад, а по сторонам симметрично располагались другие павильоны и увеселительные сооружения. Но больше всего это было характерно для загородных усадьб, но о них рассажу в другой статье блога.  Кстати, усадьба "Кусково"  - это уникальный архитектурно-парковый ансамбль, поэтому о нём в рамках проекта "Стили архитектуры" я так же рассказываю отдельно.

Строгий классицизм

Сменил "ранний". Теперь внешний облик зданий утратил декоративные средства украшения (с  фасадов исчезли скульптуры). Зодчие зрелой поры классицизма (1770- 90-е гг.; В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, И. Е. Старов) создавали классические типы столичного дворца-усадьбы и крупного комфортабельного жилого дома, ставшие образцами в широком строительстве загородных дворянских усадеб и в новой, парадной застройке городов.

Одно из самых знаменитых классицистических зданий Москвы, ныне принадлежащее Российской государственной библиотеке - знаменитый Пашков дом на Моховой улице.


У дома Пашкова два главных фасада — один смотрит на проезжую часть и имеет дворцовый, торжественный характер, другой — ориентирован во двор и имеет более уютный, усадебный вид.

Фасад, выходящий на Моховую, характеризуется протяжённостью. Композиция центробежно разворачивается во все стороны. Вправо и влево от центрального кубического массива отходят две одноэтажные галереи, завершающиеся двухэтажными флигелями. А в центральном корпусе с обеих сторон выдвигаются колонные портики. Ввысь поднимается цилиндрический бельведер. Это — излюбленные приемы классицизма. В контрасте с рустованным первым этажом в портиках использован большой ордер, объединяющий два этажа. Благодаря невысокому, но протяжённому цоколю, такое объединение двух этажей колоннадой увеличивает масштабность здания.

Три портика фасада расположены фронтально. Пашков дом представляет редкий пример в мировой архитектуре, где при подобной композиции фасада применены три портика, совершенно одинаковые по своим основным размерам и числу колонн. Различен только используемый ордер.

В колоннах и пилястрах центрального корпуса использован композитный коринфский ордер, (в своих деталях нарисованный с большей свободой и оригинальностью по сравнению с обычными канонами). В колоннах и пилястрах флигелей использован сложный ионический ордер с, так называемыми, диагональными капителями. Они подчеркивают художественную самостоятельность и роль флигелей в композиции фасада.

Балюстрада, обрамляющая кровлю центрального корпуса, несёт на столбах пышные вазы, смягчая переход от фриза и карниза к бельведеру, завершающему центральный объём. Бельведер не является такой статичной формой как фронтон, и подчёркивает устремлённость ввысь всей композиции, увенчивая здание Пашкова дома.

Благородное собрание в Москве — общественное здание в стиле классицизма, построенное в Охотном ряду для московского дворянского собрания М. Ф. Казаковым не позднее 1775 года. В советское время переименовано в Дом Союзов.


Дом был построен для князя В. М. Долгорукова-Крымского в первой половине XVIII века. В 1784 году после смерти владельца усадьба была приобретена на имя А. Б. Голицына московским дворянским собранием для проведения балов и приёмов. Дом Долгорукова-Крымского стал средоточием общественной жизни Москвы екатерининского и пушкинского времени:

Не одно московское дворянство, но и дворяне всех почти великороссийских губерний стекались сюда каждую зиму, чтобы повеселить в нем жен и дочерей. Помещики соседственных губерний почитали обязанностию каждый год, в декабре, со всем семейством отправляться из деревни, на собственных лошадях, и приезжать в Москву около Рождества, а на первой неделе поста возвращаться опять в деревню. Им предшествовали обыкновенно на крестьянских лошадях длинные обозы с замороженными поросятами, гусями и курами, с крупою, мукою и маслом, со всеми жизненными припасами.


— Записки Вигеля

Зал Благородного собрания, где провинциальные и столичные помещики подыскивали подходящие партии для своих дочерей, не раз появляется на страницах классической русской литературы — в том числе в «Евгении Онегине» (первый бал Татьяны). 

После Октябрьской революции 1917 г. декретом СНК здание было передано профсоюзам. Первый концерт для рабочей аудитории состоялся в 1918 г., на нём присутствовали также В.И. Ленин и Н.К. Крупская. C 1935 г. в Доме Союзов проводится детская Новогодняя ёлка.

Здание Кригскомиссариата (также Новый Кригскомиссариат)  - с XVII века по XVIII век здесь располагалась усадьба, также известная как дворец Бирона.


(2 фото из интернета)

В середине XVIII века территория досталась военному ведомству. В 1731 году оно построило на этом месте здание для Кригскомиссариата, который ведал снабжением армии. С 1778 года по 1780 год старый дом был снесён и построен новый, при участии архитекторов Н. Н. Леграна и В. И. Баженова (предположительно). В 1797 году Кригскомиссариат был переведён в Санкт-Петербург. В Москве сохранилась Кригскомиссариатская контора, она продолжала находиться в здании Кригскомиссариата.

Сергей Львович Пушкин служил здесь бухгалтером. Отец М. Казакова работал здесь писарем. Начальник комиссариата — отец Фёдора Толстого. Также здесь расположился штаб Московского военного округа, находящийся там и сейчас. Согласно официальной версии, 23 декабря 1953 года здесь был расстрелян Лаврентий Павлович Берия.

Ещё одним красивейшим зданием в стиле строгого классицизма является - Городская клиническая больница № 1 имени Н. И. Пирогова (Первая Градская больница) — московская больница, возникшая в результате объединения трёх больниц: Голицынской больницы, 1-й 


Голицынская больница — самая старшая из трёх объединённых больниц, она была построена по проекту архитектора Матвея Фёдоровича Казакова (1738—1812) на средства, которые были завещаны князем Дмитрием Михайловичем Голицыным (1721—1793) «на устройство в столичном городе Москве учреждения Богу угодного и людям полезного». Была открыта в 1802 году и стала третьей больницей гражданского ведомства в Москве.

В 1833 году рядом с Голицынской больницей появилась - Первая Градская больница. Она стала первым лечебным заведением, которое было построено на средства города Москвы (все остальные лечебные заведения содержались за счёт пожертвований Императорского двора или частных лиц). Согласно уставу Первой Градской больницы «все бедные и неимущие обоего пола люди принимаемы и лечены будут безденежно, кроме достаток имеющих». То есть - в Голицынскую больницу принимались на бесплатное лечение представители всех слоёв населения, кроме крепостных крестьян, — «…и русские, и иностранцы, всякого пола, звания, вероисповедания и национальности».

При разработке проекта Казаковым был использован принцип городской усадьбы. Непосредственно руководством строительства занимался двоюродный брат князя действительный тайный советник, обер-камергер Александр Михайлович Голицын (1723—1807).

Больница в планировке была устроена по принципе монастырского лазарета: палаты по сторонам продольного коридора, в центре - церковный зал - в стороны разлетаются два крыла женского и мужского отделений, обнимающие широкий курдонёр.

К другим известным московским зданиям этого периода относятся так же: Дом Юшкова, Путевой дворец (Петровский), Сенат в московском Кремле, церковь Филипа Митрополита, Университет на Моховой, Военный госпиталь в Лефортово и др.

Высокий классицизм  - АМПИР

АМПИР - (от франц. empire - империя), стиль в архитектуре и искусстве трёх первых десятилетий XIX в., завершающий эволюцию классицизма. Тот самый - "ВЫСОКИЙ КЛАССИЦИЗМ".

Ориентируясь на образцы античного искусства, ампир преимущественно опирался на художественное наследие архаичной Греции и императорского Рима, черпая из него мотивы для воплощения величеств, мощи: монументальные массивные портики (главным образом дорического и тосканского ордеров), военная эмблематика в архитектурных деталях и декоре (ликторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы и т. п.).

Дворец Шереметевых в Кусково
Ампир впитал в себя также отдельные древнеегипетские архитектурные и пластические мотивы (большие нерасчленённые плоскости стен и пилонов, массивные геометрические объёмы, египетский орнамент, стилизованные сфинксы и т. п.). Первоначально Ампир сложился во Франции на рубеже XVIII-XIX вв. в недрах классицизма, в котором поиски изящной простоты форм и декора постепенно сменились стремлением к монументальной выразительности. Наиболее ярким проявлением этой тенденции был проникнутый гражданским пафосом суровый аскетизм проектов К. Н. Леду и ряда архитекторов эпохи Великой французской революции 1789-1794. Выдвинутые ими новые градостроительные и художественные идеи стали основой развития ампира, получая в различных странах истолкование, продиктованное местными особенностями общественной и политической жизни.

В период империи Наполеона I целям прославления успехов государства служила мемориальная архитектура (триумфальные арки, памятные колонны), иногда повторявшая древнеримские образцы (арка на площади Каррузель в Париже, 1806, архитекторы Ш. Персье и П. Ф. Л. Фонтен, - повторение арки Септимия Севера в Риме).


В отделке парадных интерьеров французских дворцов (Мальмезон, Фонтенбло, Богарне и др.), перестроенных Персье и Фонтеном, мотивы египетских рельефов, этрусских ваз, помпеянских росписей, греческого и римского декора созвучны ампирной мебели Ф. О. Жакоба, стилизованной в духе обстановки богатого древнеримского дома.


Ампир получил распространение в европейских странах; в России он стал выразителем идей независимости и величия русского государства и проявился в градостроительных ансамблях (Театральная улица, ныне улица Росси, архитектор К. И. Росси; стрелка Васильевского острова с Биржей, архитектор Ж. Тома де Томон), общественных зданиях (Адмиралтейство, архитектор А. Д. Захаров; Горный институт, архитектор А. Н. Воронихин; все - в Петербурге), монументальной скульптуре (памятник Минину и Пожарскому в Москве, 1804-18, скульптор И. П. Мартос) и декоративно-прикладном искусстве.



Этот этап классицизма отличается принципиально новыми чертами: ярко выраженным идейно-художественным содержанием, монументальным искусством. Оно должно было служить для поднятия и укрепления в народе чувства национально гордости и достоинства, чтоб показать историческую роль народа. История России ознаменовалась такими великими событиями как: победа в Отечественной войне 1812 года и разгром декабристского восстания на Сенатской площади  14 декабря 1825 года. Эти события сыграли решающую роль в изменении художественных и архитектурных вкусах.

Городское население резко увеличилось, в городах сосредотачивались центры кустарных промыслов и промышленность, требовались новые казённые здания, поэтому возникла необходимость нового урегулирования городской застройки. Появились строгие планы этой застройки. Для большинства типов казённых домов ко второму десятилетию XIX века были разработаны 12 типовых проектов губернских домов, присутственных мест для губернских и уездных городов, винных и соляных магазинов,тюремных замков. Строительный комитет под руководством В.И.Гесте разработал более 250 фасадов жилых домов, хозяйственных строений, оград и ворот. Среди них были проекты фасадов трёхэтажных доходных домов, фабрик, заводских оград и ворот, торговых рядов.

После пожаров 1812 года Москву нужно было восстанавливать. Была учреждена специальная Комиссия по восстановлению, вместо Гёсте главным архитектором стал - Осип Иванович Бове. Им был разработан новый план Москвы. Вместо сгоревших особняков и усадеб теперь строились жилые дома, обязательно расположенные по красной линии улиц и соответствующие друг другу. Дома оформлялись так:

...рустовка нижнего этажа, клинчатые перемычки над проёмами с выделением замковых камней; изредка разрешался колонный портик и мезонин с фронтонами на оси дома; и как правило двухцветная окраска фасадов с выявлением белых деталей скульптурных украшений.

В Москве очень любили белые орнаменты на фризах в системе ордеров. Наиболее характерными постройками послевоенной Москвы  являются: дом Луниных на Никитском, дома А. Григорьева на Пречистенке: Хрущёвых-Селезнёвых и Лопухина-Станицкой. 


Афанасий Григорьев родился крепостным. Вырос в Москве, обучался строительным ремёслам в семейной фирме Жилярди. Глава фирмы, Джованни, был штатным архитектором Воспитательного дома, Вдовьего дома и других общественных зданий. Вместе с Доменико, сыном Джованни, Григорьев учился у Франческо Кампорези в Архитекторской школе при Экспедиции кремлёвского строения. Выкупил личную свободу в возрасте 22 лет.

В 1808—1847 — на государственной службе, вначале помощник архитектора, затем штатный архитектор Вдовьего дома на Кудринской площади. Продолжал сотрудничество с Доменико Жилярди — в восстановлении сгоревших зданий и в новых постройках — вплоть до его отъезда из России в 1832.


Большинство работ Григорьева этого периода выполнены совместно с Жилярди, выделить личный вклад каждого из двух архитекторов невозможно. Считается, что Григорьев и Жилярди — равноправные соавторы таких памятников, как усадьбы Суханово и Конный двор в Кузьминках, Опекунский совет на Солянке, усадьба Усачева на Земляном Валу. Помимо сотрудничества с Жилярди, Григорьев также завершил постройку храма Большого Вознесения у Никитских Ворот по проекту Осипа Бове. Восстановил городскую усадьбу Разумовских на Гороховом Поле (улица Казакова).

Главный дом городской дворянской усадьбы Лопухина–Станицкой - характерный образец застройки Москвы послепожарного времени.


Одноэтажная с антресолями деревянная на каменном полуподвале постройка поставлена по красной линии улицы. Главный фасад имеет представительный шестиколонный портик.

В комплекс небольшой городской усадьбы входят главный дом по красной линии улицы, флигель по линии Лопухинского переулка, служебные постройки во дворе, оформляющая проезд во двор белокаменная ограда с пилонами ворот, ограда сада, ограничивающая территорию усадьбы с угла и со стороны Лопухинского переулка


Главный дом - одноэтажное с антресолями деревянное здание, полностью сохранившее первоначальный облик, в котором монументальность форм сочетается с камерным масштабом, гармоничными пропорциями, лаконичная строгость — с уютной обособленностью.


Усадьба Хрущёвых-Селезнёвых - дворянский особняк (т. н. «городская усадьба») в Москве, на углу Пречистенки и Хрущёвского переулка, хрестоматийный пример жилой архитектуры московского классицизма. Усадьба, выстроенная в 1814-16 гг. по проекту А. Г. Григорьева, почти полностью сохранила свой изначальный облик первой трети XIX века.




Въезд со стороны Хрущёвского переулка...


Во время пожара 1812 года здание значительно пострадало. В 1814 году остатки разрушенной усадьбы, принадлежавшей прежде князьям Барятинским, купил гвардии прапорщик в отставке Александр Петрович Хрущёв и сразу начал отстраивать её заново. Через несколько лет на месте сгоревшего дома архитекторами Доменико Жилярди и Афанасием Григорьевичем Григорьевым был возведен красивый ампирный особняк, который окружили многочисленные служебные постройки и небольшой сад с павильоном.


При участии Григорьева создавалось и здание Опекунского Совета на Солянке.


Опекунский совет — здание в Москве (улица Солянка, 14-a), в котором до революции 1917 года размещался московский Опекунский совет. Значительная московская постройка в стиле ампир, памятник архитектуры. В настоящее время в здании расположена Российская академия медицинских наук. Построено по проекту Д.И. Жилярди и А.Г. Григорьева в 1823—1826 годах рядом с Воспитательным домом на сравнительно небольшом участке (100 метров по фронту улицы).

Вначале ансамбль включал:

-центральный корпус с ионической колоннадой (в нём были расположены конторские и приёмные помещения)
-два флигеля, соединённых с центральным корпусом каменной оградой, в которых жили сотрудники
-хозяйственные постройки во дворе.

Восьмиколонный портик увенчан фризом работы скульптора И.П. Витали и треугольным фронтоном. Колоннада поднята на высокий подиум с основанием, прорезанным входными арками. Ко входу ведёт широкая лестница. Здание завершено куполом на массивном барабане с полукруглыми окнами.

Таким вот были (и остались, дошли до нашего времени) городские усадьбы Москвы с эпохи Классицизма. Росли и менялись города. Но характеристика московского зодчества была бы неполной, если бы мы не рассмотрели и архитектуру подмосковных ансамблей. Если городская усадьба была строгой, лаконичной и жёстко подчинённой планам и требованием градостроителей, то Подмосковные (дачные) поместья планировались самими хозяевами. Это особенный мир отдыха, неги и развлечений. О дачных усадьбах поговорим во второй части рассказа об эпохе Классицизма в Москве (и области).

Интересные статьи по теме:

Стили Архитектуры - обзорная статья с содержанием по другим стилям со ссылками
Барокко и рококо.
Статья "Подмосковные усадьбы эпохи Классицизма"

Комментариев нет:

Отправить комментарий