четверг, 5 мая 2016 г.

ВДНХ. Центральные павильоны.

Вернусь  к одной из своих серий, которую начала очень давно. Это  - серия "Эпоха СССР". Сегодня хочу рассказать об одном из любимейших мест прогулки каждого советского ребёнка. Куда мы все любили ходить по выходным с мамой и папой?! На ВДНХ...

Сколько же там интересного! Столько разных павильонов, мини-зоопарки, пруды, парки... Красота!!! И павильоны такие красивые! Вот о некоторых ( о центральных) и расскажу... 

Выставочный комплекс был официально открыт в 1939 году как «Всесоюзная сельскохозяйственная выставка» (ВСХВ) и действовал до 1941 года. Её предшественницей была «Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка», организованная в 1923 году в Москве на Воробьёвых горах. Во время Великой Отечественной войны экспозицию эвакуировали в Челябинск. Выставка вновь открылась лишь в 1954 году после реконструкции, которая была начата в 1950 году. В 1959 году комплекс был перепрофилирован и получил новое название — «Выставка достижений народного хозяйства СССР» (ВДНХ СССР). В 1992—2014 годах комплекс носил название «Всероссийский Выставочный Центр» (ВВЦ). 14 мая 2014 Выставке было возвращено её историческое название — ВДНХ (без «СССР»).

На территории ВДНХ много различных архитектурных памятников, многие из которых известны во всём мире. Все они были созданы в советское время, поэтому являются памятниками советской эпохи, образцами господствующих в разное время архитектурных веяний.

К ним относятся монумент «Рабочий и колхозница» работы скульптора Веры Мухиной и архитектора Бориса Иофана (в настоящее время установлен на воссозданном павильоне 1937 года у северного входа ВДНХ). О нём я писала в одной из прошлых статей - ТУТ - и показывала его уже.

Ещё одним прекрасным творением СССР является - золотой фонтан "Дружба Народов"




Узбекистан
Этот фонтан - один из главных символов ВДНХ. И всего СССР тоже. Открыт в 1954 году. В первоначальном проекте назывался как «Главный фонтан». В литературе 1953—1954 гг. назывался как «Золотой сноп». Официально с 1954 года называется как «Дружба народов», но в некоторых источниках иногда фигурирует неофициальное название фонтана — «Дружба народов СССР». Ступенчатое гранитное основание фонтана, которое в плане напоминает цветок, плавно переходит в необъятный чашеобразный сноп колосьев, подсолнухов и конопли, между прочим. Вокруг снопа установлены статуи 16-ти девушек, покрытых сусальным золотом, и символизирующих республики СССР до 1956 года, когда шестнадцатую — Карело-Финскую ССР преобразовали в автономную республику — Карельскую АССР. 

«Дружный хоровод» республик для многих загадочен, потому, что республики в нём расположены не по порядку, как на гербе СССР. Россия (девушка с косой на голове, держащая в руках пшеницу) стоит в центре с видом на Главный павильон, а братские славянские республики Украина (девушка в венке) и Белоруссия (девушка в косынке) стоят по бокам. То есть, если идти от Главного павильона вокруг фонтана справа, то на переднем плане фонтана стоят три славянские республики СССР (слева направо: Украина, Россия, Белоруссия).

На моём фото видно несколько фигур: (слева направо) Узбекская ССР, Украинская ССР (в венке), РСФСР (со снопом и косой), Белорусская ССР (девушка в косынке) и Казахская ССР ( в профиль). Скульптуры были отлиты не просто так, а через прообразы. Например, для России позировала русская заслуженная работница ВВЦ Колганова Раиса Фроловна, а для Туркменистана -  пианистка Гозель Аннамамедова, бывшая в те далекие годы студенткой Московской консерватории, и жена поэта Михаила Светлова грузинка Родам Амирэджиби. 

Ещё одним центральным фонтаном можно назвать  - фонтан "Каменный Цветок"


Фонтан, прообразом которого стали "Уральские сказы" писателя Бажова.  В первую очередь -  сказ о «Каменном цветке». Фонтан богато украшен цветной смальтой и пышными скульптурными деталями. 

По периметру бассейна «Каменный цветок» украшен фигурами птиц, лепными фруктами и изображением колосьев, из которых поднимаются струи воды. Все это в комплексе создает возвышенную, позитивную композицию. В настоящее время фигуры животных частично разукомплектованы. 

Это был первый в СССР и в мире светомузыкальный фонтан. Великий советский композитор Д. Д. Шостакович специально для исполнения на ВДНХ написал «Праздничную увертюру», которая в сочетании со световым оформлением фонтана «Каменный цветок» создавала единый художественный образ.







Главный павильон ВДНХ - Павильон СССР. Изначально он стоял между фонтанами "Каменный цветок" и "Дружба народов". В павильоне было пять просторных залов. 


В них были выставлены многочисленные живописные картины, панорамы, скульптуры, фотографии, выполненные лучшими мастерами изобразительного искусства. Эти художественные произведения, натуральные экспонаты, диаграммы, скупые колонки цифр и текстов рассказывали о жизни и борьбе советского народа, о лучших совхозах, МТС и колхозах, об отдельных передовиках-стахановцах сельского хозяйства.

Но с 1950-х годов старый павильон перестал вписываться в единый архитектурный стиль выставки, поэтому было решено деревянное здание демонтировать и возвести новый павильон. На месте старого павильона возникла площадка и часть партера фонтана «Каменный цветок». Павильон выдержан в лучших традициях русской классической архитектуры и имеет сходство с центральной башней здания Главного Адмиралтейства в Санкт-Петербурге.


Скульптура «В. И. Ленин», которая сегодня находится перед Главным павильоном, при открытии ВСХВ-54 стояла на левом постаменте лестницы павильона в паре со скульптурой «И. В. Сталин», стоявшей справа до 1962 года.


Украшение павильона служит и герб СССР и 16 медальонов-гербов союзных республик. Один из медальонов (крайний слева) пустой: до 1956 года там красовался герб Карело-Финской ССР. В 1964 году павильону было дано название "Центральный".


Залы главного павильона производили на гостей выставки большое впечатление. Первый зал был посвящён Октябрьской революции. Вслед за ним шёл грандиозный зал Сталинской конституции, украшал который огромный красивый купол с цитатой из первого куплета гимна СССР. Общую картину завершали четыре фрески на темы труда, отдыха, выборов и учения, которые сочетались со скульптурами счастливых советских людей. Следующий зал «Мира» проводил параллель с залами императорских дворцов. А в зале науки были увековечены выдающиеся учёные в области сельского хозяйства.

С главным - "Центральным" павильоном - симметрично гармонирует ещё один прекрасный павильон - Украинская ССР 


Изначально павильон был другим, но потом в 1947—1954 годах так же был перестроен. Здание делали капитально, с применением несущей керамики, что было впервые и больше не повторялось. На весь объём здания надо было изготовить громадное количество блоков из керамики, в целости довезти до Москвы и смонтировать. Керамические массивные пустотелые строительные блоки изготавливались в Киеве на Подоле на заводе «Керамик» по Константиновской улице. На месте они устанавливались друг на друга, без усиления арматурой. Керамический фасад украсили золотые колосья, арка входа была обрамлена снопами разной величины. Над входом — витраж «Профили Ленина-Сталина среди цветов, фруктов, овощей и колосьев», выполненный из блестящей цветной пластмассы, впервые использованной для оформления зданий. 


По бокам от входа в павильон установлены две скульптурные групповые композиции «Индустрия» — «Стахановцы промышленности» и «Стахановцы сельского хозяйства». По центру, над входом помещён мозаичный герб Украинской ССР


После перехода ВДНХ СССР на отраслевую экспозицию в павильоне Украинской ССР была размещена экспозиция «Земледелие», просуществовавшая до 1992 года. И, благодаря этому, павильон Украины ни внутри ни снаружи почти не изменился. В 2010 году павильон был передан в аренду на 50 лет под создание экспозиционного павильона Украины.

Вокруг фонтана "Дружба Народов" и площади, которую формируют павильоны "СССР" и "Украина" расположились павильоны других республик бывшего СССР...

Павильон "РСФСР" ("Атомная Энергия")


Фасад оформлен шестиколонным портиком, по краям — беседки с парными скульптурами, по крыше выстроена балюстрада с шишками-ананасами, по карнизам выложены лавровые венки с подсолнухами. Капители колонн и пилястр изобилуют цветущей флорой. В 1963 г. павильон получил новое название и назначение — «Атомная энергия».

Павильон "Армения" (Павильон "Сибирь")


Единственный павильон на ВДНХ не изменивший со дня основания не только название, но и назначение. Официальное его название: «Выставочно-коммерческий центр Республики Армения». В этом павильоне, с участием Министерства торговли и экономического развития Республики Армения, Посольства Республики Армения в Российской Федерации организуются и проводятся тематические вечера, посвященные знаменательным датам, событиям, национальные праздники. 

Построен в 1954 году как павильон «Сибирь». Скульптуры сибиряков, венчающие колонны павильона, выполнил выдающийся советский скульптор И. А. Рабинович. С 1959 года этот павильон носил название «РСФСР (Промышленность)», с 1964 — «Угольная промышленность», с 2003 тут размещён торгово-выставочный центр «Армения».

Здание в плане имеет шестиугольную форму, что позволило удобно разместить выставочные залы вокруг высокого центрального зала. В средней его части расположены закрытый двор и вводный зал, перекрытый куполом. Во вводный зал павильона ведёт монументальный стройный портик, украшенный скульптурами сибиряков и представителей различных профессий. Отделка вводного и центрального залов передаёт мощь и величие Сибири.

Павильон "Карелия"

Павильон «Каре́лия» — здание, построенное в 1954 году как павильон «Карело-Финская ССР» для экспозиции достижений КФССР.


В начале 1950-го года, победителем всесоюзного архитектурного конкурса стал проект павильона «Карело-Финская ССР», разработанный молодым архитектором из Петрозаводска. Колонны изготовлены из шокшинского малинового кварцита с медными капителями.

Скульптурные группы деревянного резного фронтона  символизируют главные отрасли экономики республики — лесную промышленность и сельское хозяйство. 

Фронтон венчает щит, на котором размещался позолоченный бронзовый герб Карело-Финской ССР (Б. А. Орлов), заменённый на герб РСФСР в 1957 году в связи с упразднением КФССР.


В трёх залах павильона размещались экспозиции, посвящённые достижениям республики в лесной, бумагоделательной и рыбной промышленности, сельском хозяйстве и пушном звероводстве. После упразднения КФССР, в 1957—1959 годах в залах павильона размещалась экспозиция «Наука». В 1959—1964 годах — экспозиция «Культура и быт народов РСФСР», в 1964—1967 годах — «Целлюлозно-бумажная и лесохимическая промышленность». С 1967 года до начала 2000-х в павильоне размещались экспозиции «Советская печать», «Печать».

В настоящее время павильон «Карелия» используется как выставочно-демонстрационная площадка для проведения различных экспозиций.

Павильон "Грузия" (Кыргызстан)

Павильон обращен своим главным фасадом на Центральный павильон и расположен неподалеку от него. Возвели здание к 1954 году под экспозиционный центр Эстонской ССР, который размещался здесь до 1964 года. Построен в 1954 году как павильон «Северный Кавказ»


В 1959–63 гг. назывался «Наука», в 1964–66 гг. – «Космос» (по другим данным: в 1959–1967 гг. – «Академия наук СССР»). С 1967 года – современное название. В период ВВЦ – павильон «Грузия», в котором размещалось представительство Республики Грузия. Кроме того, здесь с 2000-х располагались разнообразные торговые точки и музей, такие как: Музей бабочек, Музей истории пьянства на Руси, Музей СССР. 

Далее павильон был переформатирован, и получил название «Биология». С 2004 года площади здесь занимает выставочно-коммерческий центр Кыргызстана (Киргизии).

Здание весьма оригинально по архитектуре и красиво вписано в выставочный комплекс. В декоре присутствуют майоликовый узор, расположенный на фасадной стене, мраморный портик, различные барельефы, орнаментальные и узорчатые рисунки по эстонской тематике, архитектурные детали из бронзы и керамики, ажурные уличные фонари.

Фасадную часть украшают балтийские чайки, изображения которых заключены в многоцветные мозаичные панно. Там же расположено два герба – Эстонской ССР и Республики Кыргызстан. 

Сегодня павильон «Кыргызстан» стал центром киргизского сообщества в Москве. Здесь можно приобрести продукты, произведенные в этой стране, а в кафе насладиться изысканными национальными блюдами. В экспозиционных залах посетители узнают о культуре и традициях народа, а также о его нынешних достижениях.

Павильон "Узбекистан" (Культура)

Мой самый любимый павильон. Как снаружи, так и изнутри.


По композиции павильон напоминает здание Узбекского павильона 1939 года. Отделкой павильона занимались лучшие мастера Узбекистана (стенные панно, резные двери, витражи, орнамент с изображением хлопчатника). За основу, для создания павильона, был взят основной распространённый тип национального узбекского дома, по центру которого установлена изящная (ранее многоцветная) стальная узорная беседка-ротонда, под которой до сих пор сохранился небольшой фонтан.



Со стороны площади колхозов (которая между двумя главными фонтанами) стилобат павильона украшали небольшие каскады фонтанов. Сейчас так...


Декор павильона изобилует национальными мотивами и орнаментами Узбекистана, где особую и главенствующую роль играют изображения коробочек хлопка — как символа главенства Узбекской республики в шелководстве и хлопководстве СССР. 



Павильон "Белорусская ССР"

Одним из первых деревянных павильонов, построенных на ВДНХ предназначался для экспозиций Белорусской ССР, Ярославской, Ивановской и Калининской областей. Но тогда же было решено построить ещё 6 павильонов, а этот передать Белорусской ССР. С 1963 года носил название «Электротехника», с 2000 — «Республика Беларусь».


В 1939 году старое здание снесли, и на его месте возвели новое здание, украсив его скульптурной группой А. Н. Орлова «Пограничник и колхозница» (не сохранилась).  Фасад трехъярусной постройки представлял собой монументальную колоннаду из двух рядов, увенчанную резными гирляндами, имитирующими белорусские вышитые рушники с цветами национального флага республики ― жёлтого и зелёного. Венчала павильон покрытая золотой смальтой аллегорическая скульптура-башня «Родина-мать» ― женщина с венком на голове, держащая сноп (скульптор А. О. Бембель).



За колоннадой находился внутренний полукруглый дворик, вымощенный керамической мозаичной плиткой. Дворик украшали фрески «Народ Белоруссии построил социализм» (художники венгр Б. Ф. Уитц и украинка О. Т. Павленко) и скульптурная группа белорусских партизан (не сохранилась). После решения сделать павильоны ВДНХ отраслевыми, здесь в 1963 году находилась экспозиция «Электротехника», павильон отдали в распоряжение Министерства электротехнической промышленности СССР. Колонны зашили металлическими панелями, скульптурные группы убрали и они пропали, окна второго света закрыли стеклотканью, мозаичные полы закрыли мраморной плиткой. 

Сейчас павильон восстанавливается. В нём будут залы, представляющие Белоруссию. 

Павильон "Зерно".

Построен в 1939 году как павильон «Московская, Тульская и Рязанская области», по проекту архитектора Д. Чечулина.  В 1954 году павильон был реконструирован и получил название «Московская, Тульская, Рязанская, Калужская и Брянская области». В 1959 году получил имя «Московская область», в 1963 году – «Земледелие», а в 1964 году — «Зерно». Здесь проводились выставки, посвящённые возделыванию зерновых культур.


Павильон построен из камня, бетона и зеркального стекла. Его украшением стала рубиновая звезда и обрамлявшие фасад барельефы с фигурами овощеводов, доярок, садоводов, трактористов. Силуэт здания напоминал и павильон СССР на выставке в Париже в 1937 году, и башню Кремля с символическими крепостными зубцами. Автор проекта использовал набор украшений и символов, близких и понятных тогдашнему поколению.

К открытию ВСХВ (ВДНХ) в 1954 году павильон был реконструирован по проекту того же архитектора Д. Чечулина: здание приобрело более строгий вид, а устремленная в небо 52-метровая башня, увенчанная звездой, придала ему легкость и возвышенность. Но в целом павильон сохранил облик кремлевской башни и стал третьим по высоте после Главного павильона и павильона «Механизация и электрификация сельского хозяйства».

Павильон "Оптика"

Построен в 1939 году как павильон «Ленинград и Северо-Восток РСФСР» по проекту архитектора Е. Левинсона при участии архитектора И. Вильнера. 

В 1954 году был перестроен и переименован в «Ленинград и Северо-Запад РСФСР». В 1959 году сменил название на «Образование в СССР», в 1966 году – «Экономика и организация сельскохозяйственного производства», в 1983 году – «Оптика»


В стилистическом решении павильона проявились традиции  русской архитектуры первой половины ХIХ века. От повышенной центральной части распахнулись в обе стороны крылья, обращенные на площадь некогда открытыми галереями. 

Колоннада второго яруса реконструированного павильона подчеркнула центральную часть высотой 21 м, увенчанную декоративными обелисками, прекрасно сочетающимися с медальоном герба РСФСР в окружении знамен и пальмовых ветвей. 


Фасады павильона насыщены тонко проработанными лепными деталями медальонов с развивающимися лентами; снопами, стилизованными под пучки стрел; гирляндами роз и другими элементами, характерными для архитектуры Ленинграда 1940-х годов. 


В 1959-м в связи с упразднением зональных экспозиций павильон № 64 получил новое название — «Образование в СССР» — и новое наполнение. Тематические разделы «Народное образование» и «Высшее и среднее специальное образование» отражали основные цели, задачи и успехи советской образовательной системы от начальной школы до высших учебных заведений. Значительное внимание в экспозиции уделялось и таким важным вопросам, как роль учителя, деятельность научных и технических сообществ, международные связи высших учебных заведений СССР. Также здесь были представлены результаты научно-исследовательских работ в области физики, радиоэлектроники, автомеханики и телемеханики, высокополимерной химии. Различные установки, приборы, модели, вспомогательная литература и многочисленные стенды дополняли мощную картину результатов и перспектив развития советского образования. 

И это - только некоторые центральные павильоны. На территории ВДНХ ещё много интересных мест и экспозиций как постоянных, так и выставочных, оставшихся со времён Советского Союза. Чуть позже расскажу и о других.

Комментариев нет:

Отправить комментарий