вторник, 7 февраля 2017 г.

Царское село на Яузе.

Недалеко от сердца столицы - Кремля - в великую нашу реку Москва впадает неширокая нынче речка - Яуза. Длина её - 48 км, протяжённость реки в черте столицы составляет 27,6 км. Трудно сейчас представить, но раньше на Яузе всё выглядело совсем по-другому. Это была "главная водная улица", соединявшая дворцы и особняки дворян и царских особ. Берега реки входили в естественный ансамбль многочисленных парков этих усадьб. Её берега были зелёными и цветущими, из русла во все стороны вытекали многочисленные речушки. Яуза была судоходной и являлась важной транспортной магистралью. 

Помните песенку "Лодочка" из кинофильма "Верные друзья"?

Берёзы подмосковные шумели вдалеке, 
Плыла, качалась лодочка по Яузе-реке... 
***
И путь наш не кончается, простор речной широк, 
И гонит, гонит лодочку попутный ветерок...  

Когда-то местность эта называлось - Покровское-Рубцово. Это было дворцовое село, вошедшее в состав Москвы в начале XVIII века. Находилось на правом берегу реки Яузы, по обе стороны дороги от Кремля и Богоявленского собора в Елохове на восток. 

До XVII века о месте мало что известно. В 1573 году значилось оно вотчиной стольника Протасия Васильевича Юрьева, служившего в опричнине. В октябре 1575 года он был обвинён в измене и приговорён к казни. Однако Рубцово всё равно осталось во владениях рода Юрьевых. По явочному списку 1584 года, село принадлежало Никите Романовичу Юрьеву-Захарьину, владельцу соседнего Измайлова, двоюродному дяде Протасия Юрьева. Никита Романович приходился дедушкой царю Михаилу Фёдоровичу и вот, в начале XVII века село перешло в собственность царской семьи. 

Здесь у них находились деревянные хоромы, окруженные многочисленными постройками, как у запасливых помещиков, у них было все хозяйственные строения и домашний обиход: житный, скотный и каплунский дворы, пруды и садки с рыбою, приспешни, медоставы, пивоварни, огороды и плодовые сады, наконец, липовая баня или мыльня. В следующем столетии Михаил Федорович построил здесь свой загородный дворец, при котором вскоре была заложена церковь в честь Покрова Богородицы. От нее село получило название Покровское. Деревянная церковь была построена в честь чудесного избавления Москвы от нашествия Гетмана Сагайдачного. Чего-то ему приснилось такое накануне начала наступления на Москву, он и передумал, повернул обратно. 

Ну а каменный храм Михаилом Фёдоровичем был построен о освящён 29 октября 1626 года. 


По углам с восточной стороны главного куба храма были пристроены два одноглавых придела Царевича Димитрия и преподобного Сергия Радонежского. С западной стороны была возведена звонница. 



По церкви дворец и село стали называть с того времени покровскими. Считается, что каменный храм — один из Дворцовых соборов — является памятником русской воинской славы, свидетельством окончания смуты и начала возрождения Отечества.

С 1761 года храм стал приходским. Храм имеет подклеть, была открыта ходовая паперть на арках. В 1787 году построена нынешняя колокольня вместо прежней звонницы, открытые паперти обращены в закрытые трапезные для приделов, заложены нижние арки под папертью.


После окончания строительства Покровский храм вошёл в царскую усадьбу, а вскоре получил статус собора. В 1657 году здесь вёл службу патриарх Никон. По храму село стало именоваться двойным именем Покровское-Рубцово, а затем и просто Покровское.

При церкви имелось кладбище. Но в  1934 году храм был закрыт, разграблен, кладбище при храме разорено, высокая каменная ограда с воротами разрушена, а здание храма передали Метрострою под электромонтажные мастерские. Но о грустных страницах истории храма говорить не будем, пожалуй... 

В Покровское, для обслуживания царского двора, были переведены крестьян из других царских сел, здесь устроили пруд, поставили мельницу, возвели хозяйственные строения, развели большой сад, в котором впервые в Москве появились махровые розы. Во дворце Михаил Феодорович жил первые годы, пока обустраивался Кремль после разрушения его польско-литовскими интервентами. Комнаты Михаил Фёдорович обустраивал сам лично. В 1632 году на речке Рыбинка (которая ныне спрятана в подземный коллектор, но по прежнему протекает в тех местах) был запружен пруд. В 1635 году на берегу пруда разбили плодовый сад, огороженный перилами и обсаженный лесными породами деревьев. Несколько лет спустя здесь высадили уникальные деревья, кустарники, лечебные травы и цветы. В 1640 году в саду была построена каменная беседка. 

Но Царь не любил родовую усадьбу, ему больше нравились соседнее Измайлово, Семёновское и Преображенское. 

В этих же местах, возможно на территории родовой усадьбы, в простом деревянном избе-дворце жил и царь Пётр I. Кстати, рядом с нынешним Дворцом стоит загадочный деревянный домик в металлических лесах. Что это такое - я так и не поняла. Но может это и есть "изба-дворец", дом, в котором жил Пётр, или подобие (неудачная или заброшенная реконструкция) того дома?! Оговорюсь - это лишь моё предположение... 


Рядом с ним выстроил свою усадьбу и ближайший его сподвижник - Александр Данилович Меншиков. Как выглядела его усадьба доподлинно не известно, но стояла она где-то в районе того места, где ныне стоит старинный каменный особняк, именуемый официально - Семёновский слободской дом XVIII-XIX вв. (или особняк купцов Степана и Тихона Шелаевых).  


Село Семёновское, которое стояло здесь - было родовым селом Александра Данилыча, потому он и построил здесь свою усадьбу. И Царь Петр пользовался домом Меншикова для приемов, балов и иных удовольствий. 


Считается, что та усадьба не сохранилась, но по последним данным, дом оказался постройкой именно XVIII века, а усадьба стояла именно где-то здесь, предполагается, что это здание единственная сохранившаяся постройка родового имения Меншикова. Но доподлинных доказательств, к сожалению, нет. 

А ведь в принципе... могли ли купцы в XVIII веке построить такое здание на территории усадьбы великого и могучего сподвижника Петра, при его то нраве?! Думаю, нет!!! И пусть ничего больше здесь не сохранилось, никаких доказательств нет, а в этом доме чего только не было потом  (и царская прачечная, и Покровская (Лефортовская) военная часть, и полицейский участок), но предположение о том, что это здание и есть остатки усадьбы - вполне себя оправдывает.  И кто знает, может именно в этом здании и существовал так называемый Введенский Дворец Петра, в котором он и устраивал свои приёмы?!

Но вернёмся к самому Покровскому. После того, как  в конце XVII века Покровское перешло в ведение Мастерской палаты (Цари́цына мастерска́я пала́та — приказ, существовавший в допетровской России, который ведалось платье царицы, царевичей и царевен и мастеровых людей)  - Покровское находилось в некотором запустении. 

Новую жизнь в него вдохнула дочь Петра - Елизавета, которая в молодости жила здесь со своими родственниками (Скавронскими (по линии матери Екатерины I) и Гендриковыми (угасший русский графский род, который происходит от брака литовского крестьянина Симона Гендрика (Генриха, 1672-1728) с Христиной (1687-1729), сестрой императрицы Екатерины I.). 

Ещё будучи принцессой, в 1733 году она перестраивает деревянный дворец, благодаря чему тот приобретает барочную композицию с двумя боковыми ризалитами («выступ» - часть здания, выступающая за основную линию фасада и идущая во всю высоту здания), выдвинутыми в сторону пруда. А рядом с ним парковый ансамбль с качелями и каруселями. 

В 1737 г. деревянный дворец сгорел. В 1739 г. Елизавета построила новый, но выглядел он не совсем так, как сейчас: на берегу пруда появился одноэтажный, на высоком подклете, с центральным двусветным залом. Интерьеры дворца не сохранились, но известно, что они были отделаны в японском и китайском стилях. Роскошный парк с катальной горкой и каруселями был устроен в 1752 г. архитектором Б.-Ф. Растрелли. Сюда же Елизавета Петровна была сослана во времена правления Анны Иоанновны. Но "Елисавет" не унывала, она вела здесь праздный и простой образ жизни, часто устраивала праздники, на которых и сама часто плясала в хороводах с покровскими девушками, одетая как они в сарафан и кокошник. 

Будучи уже Императрицей  - Елизавета не бросила этот Дворец, отреставрировала его, отстроила новый, но уже никогда здесь не жила, отдавая предпочтение Дворцу-резиденции в Лефортово. 

После смерти Елизаветы дворец практически не использовался. В 1872 г. территория была отдана Покровской общине сестер милосердия. Община произвела свои переделки: надстроили второй этаж, построили боковые крылья, возродили Воскресенскую церковь, но уже в центральном зале, изменили на ныне существующий декор фасадов.




Общину закрыли в 1920-х гг., устроив в бывшем дворце огромные коммунальные квартиры, которые просуществовали здесь до 1980-х гг. Пруд был засыпан, а перед дворцом была проложена нынешняя улица Гастелло.

Это здание - собственно, всё, что осталось от когда-то огромной усадьбы Романовых. Сейчас её территория пополам разрезана Казанско-Рязанской железной дорогой, и этот "шрам" до неузнаваемости изменил местность. Дорога проходит прямо под окнами Дворца и разделяет его с, когда-то, дворцовой церковью Покрова Богородицы в Рубцово. 

С 1992 г. в здании бывшего Елизаветинского дворца находится Научно-исследовательский институт реставрации. От интерьеров бывшего Покровского Елизаветинского дворца практически ничего не сохранилось, но встречает посетителей довольно любопытная фотография семьи Романовых, на которой можно увидеть царские куклы. Эти игрушки пережили своих владельцев и были переданы в Загорский музей игрушки (Сергиев Посад), но со временем пришли в негодность. И по иронии судьбы, они вернулись в Покровский дворец, где были отреставрированы в институте реставрации.

А вокруг Дворца сейчас небольшой парк-скверик, надеюсь летом там всё-таки цветут махровые розы в память о былом величии и огромных фруктовых садах Усадьбы Романовых. Зимой же - пейзаж весьма грустный, но живописный. И хранит он безмолвно историю усадьбы и память о красавице Елисавет... 


В период правления Екатерины II Покровское вновь пришло в упадок. В 1765 году оно переходит от Вотчинной конторы в ведение Дворцовой канцелярии., а с конца XVIII века эти земли стали сдавать в аренду частным лицам. 

В XIX веке в Покровском появляются многочисленные предприятия и частные жилые владения. На улицах установлены керосиновые фонари, дороги вымощены булыжником. Среди местных жителей много мелких чиновников, ремесленников и торговцев. У товарной станции Рязанской железной дороги находился богатый рынок, где торговали преимущественно хлебными припасами.

И вот в это время территория Яузы начинает активно застраиваться. Одним из поселенцев этих мест был известный фабрикант Василий Дмитриевич Носов (1848—1920) — купец-старообрядец; потомственный почётный гражданин, дед Ю. А. Бахрушина.  Вместе с братом Василием в 1829 году построили на берегу Хапиловского пруда небольшую фабрику, выпускавшую драдедамовые (лёгкое светлой окраски сукно) платки. В 1880 году было организовано «Промышленно-торговое товарищество мануфактур братьев Носовых». В 1870-е он выкупил у купца Никиты Осиповича Жучкова, рядом с фабрикой, большое владение на углу Малой Семёновской и Лаврентьевской улиц с одноэтажным, деревянным, на каменном фундаменте, зданием. Строительные работы сначала вёл губернский архитектор Милюков. Спустя десять лет В. Д. Носов поручает строительство архитектору П. П. Щёголеву. Усадьба была построена прямо возле самой фабрики.

Из Википедии: Его внук, Ю. А. Бахрушин, вспоминал: «Помню обширный сад с оранжереями, фруктовыми деревьями, речкой Синичкой, конюшнями и псарней, где была масса охотничьих собак деда и дяди». Здесь был построен каменный дом. 

После того как его сын - Василий Васильевич Носов женился на дочери умершего к тому времени Павла Михайловича Рябушинского — Евфимии Павловне, Василий Дмитриевич не пожелал оставаться в его семье. Он отдал ему этот дом, который теперь стал называться "старым", разделил большой сад пополам и начал строить на своей половине сада новый дом. 

Проект нового деревянного особняка Носова был заказан одному из самых модных тогда в Москве архитекторов Л. Н. Кекушеву. Этот дом стал уникальным памятником архитектуры. Он выполнен в стиле франко-бельгийского, раннего, модерна из дерева - большинство построек такого стиля в Москве, к сожалению, уже давно разрушено. 


Чуть севернее дома, ближе к Электрозаводу, у железнодорожного переезда, располагается, чудом сохранившаяся деревянная железнодорожная будка. Сейчас вокруг бывшей усадьбы Носовых сплошные фабрики и заводы, но в 1903 году такого ещё не было. Между особняком и фабрикой Носова был разбит сад с гротом, фонтанами и оранжереями. Участок выходил прямо к речке Хапиловке (притоку Яузы), а на её другом берегу, на месте Электрозавода ещё оставался живописный луг. С балкона дома было видно и саму Яузу, сквозь невысокие деревянные дома и сады напротив. 

Так было до 1915 года, до момента, когда на эту территорию пришло товарищество "Проводник", которое занималось резиновым производством и которое было эвакуировано из Риги из-за начала первой Мировой войны. Здесь по проекту Клейна и Евланова был построен огромный заводской комплекс. 


В 1917 году особняки Носова были национализированы, в здании бывшего теперь «Проводника» разместился Электроламповый завод, к которому в 1926 году провели первую в Москве электрифицированную ветку железной дороги. По берегам Яузы. в черте города и его непосредственных окрестностях появлялось всё больше и больше фабрик и красильных заведений, вследствие чего вода реки уже тогда начала сильно загрязняться, окрашиваться во всякие цвета и была уже совершенно негодна для питья.

Ну а речку Хапиловку (как и другие притоки Яузы) окончательно забрали в коллектор только в 1970-е годы, тогда же спустили и одноимённый с ней пруд.


Вот как раз справа на фото - и есть устье речки Хапиловки, впадающей в Яузу, которая теперь упрятана под землю и над которой построен огромный Электроламповый Завод. 

Вот так и закончилась "царская история" царских сёл Семёновское и Покровское(Рубцово). 

Сейчас от прошлого здесь не осталось практически ничего, всё изуродовали железные дороги, а сады - застроены современными бетонными новостройками которые вряд ли украшают ландшафты. Да, Яуза сейчас взята в современный, облицованные камнем, набережные. Через русло перекинуты живописные горбатые мостики, для регулировки судоходного движения обустроен гидроузел-шлюз с подъёмом воды в 4 метра и уже ничего не напоминает маленькую свободно-текущую речушку. Дворцы и усадьбы с реки теперь практически не увидишь, все берега застроены жилыми, учебными и техническими зданиями. 

Да и само русло реки было изменено: в 50-х годах двадцатого века в районе Электрозавода в рамках реализации Генерального плана реконструкции Москвы 1935 года, проводились работы по спрямлению русла Яузы, в результате которого был построен новый Электрозаводский мост; и в 70-х годах двадцатого века в районе Медведково работы по спрямлению русла Яузы проводились ещё раз. На этот раз они были вызваны сложностью строительства метромоста нового участка Калужско-Рижской линии Московского метрополитена, а также с предполагавшейся застройкой правого берега реки, а на месте, где находилось старое русло Яузы впоследствии были построены два жилых квартала. 

От чистой прозрачной речки, искрящейся огоньками на солнышке, теперь так же ничего не осталось. Вся река заполнена наносами и различным мусором, сильно загрязнена неочищенными стоками и нефтепродуктами. Особенно сильно загрязнён участок Яузы от устья Хапиловки (Электрозаводский мост) - как раз в месте, показанном на фотографии выше. Рыба там ещё водится, но участились случаи её отравления в реке. Вода имеет специфический «яузский» запах. 

Вот такое грустное завершение получилось у моей истории. Не знаю... всё чаще ловлю себя на мысли, что с приходом новой власти и уничтожением старинной царской династии - умерла и Москва - тихий, уютный, красивый городок, где всему всегда были хозяева, которые следили за городами, за гражданами и за порядком.  Сначала была Эпоха - Всё вокруг колхозное - всё вокруг ничьё!!! А сейчас Эпоха другая - всё моё, подавлюсь но не отдам (это я о частной собственности, в чьи жадные лапы нынче попадают памятники архитектуры старинной Москвы, да и всей России, в принципе). 

Комментариев нет:

Отправить комментарий