Времена ок. 400- 1500 н.э.
И вот мы уже совсем близко к появлению нашей, такой близкой духу, русской архитектуре. Но... всё же вернёмся немного назад - в историю Древнего Рима, вернее к Древнеримским архитектурным формам и стилям...
И вот мы уже совсем близко к появлению нашей, такой близкой духу, русской архитектуре. Но... всё же вернёмся немного назад - в историю Древнего Рима, вернее к Древнеримским архитектурным формам и стилям...
В 395 году, после смерти императора Феодосия I, произошёл окончательный раздел Римской империи на западную и восточную части. Восточная часть Империи тогда уже называлась - Византией или Восточной Римской империей. Менее чем через восемьдесят лет после раздела Западная Римская империя прекратила своё существование, оставив Византию исторической, культурной и цивилизационной преемницей Древнего Рима на протяжении почти десяти столетий истории Поздней Античности и Средневековья. Тогдашний римский Император - Константин - принял Христианство и перенёс столицу в другой город - Византий (будущий Константинополь), от которого и произошло название государства Византия, официально переименовав его в Новый Рим. К тому времени, Великая Римская империя занимала огромные территории: все государства вокруг Средиземного моря (от Атлантического океана до части Красного моря - Египет на востоке и практически всё побережье Чёрного моря - на Юге). Государства Азовского моря так же находились в зависимости от Римской Империи.
Западные источники на протяжении большей части византийской истории именовали её так же - «империей греков» из-за преобладания в ней с VII века греческого языка, эллинизированного населения и культуры. А в Древней Руси Византию обычно называли «Греческим царством», её столицу — Царьградом. Здесь уже была своя архитектура, которая в основном шла с древнегреческих времён. Ведь древнейший город Византий был основан дорийскими колонистами из Мегары в VII веке до нашей эры.
Как и в Греции здесь преобладало Христианство. Но древние христиане не испытывали потребности в архитектуре, они верили в близкое наступление Царствия Божия и им казалось, что уместней религиозные церемонии проводить дома, для этого не нужны никакие культовые сооружения. А вот после принятия веры самим Императором возникла особенная потребность в строительстве Храмов. И в Новом Риме, он же - Константинополь - был построен знаменитый Софийский Собор. Но тогда ещё без минаретов (они появились много позже, после завоевания города турками в 1453 году, тогда завоеватели превратили православный храм - в мечеть). Храм строился несколько лет. Поскольку римляне уже давно изобрели бетон, над Храмом возник огромный купол. Строительство Святой Софии (Айя -Софии) архитектура сделала новый виток - произошёл полный разрыв с ордерной архитектурой. В новом Храме использовались новые формы, новые материалы (бетон) и новые элементы. Таким образом появился новый стиль - Византийский - ставший прообразом нашей, русской архитектуры. Но обо всём по порядку.
Византийский стиль характеризуется следующими новшествами... Во-первых, купола... Теперь в храмах их стали делать по нескольку. В планировке храмов оставалась форма "греческого креста" но теперь, перед строительством зданий, составлялся план. Характерной особенностью византийской архитектуры стал прямоугольно-центрический план.
На планах были прорисованы все детали, в том числе и апсиды, пришедшие из древнеримской классики. Апсиды - примыкающий к основному объёму пониженный выступ здания, полукруглый, гранёный, прямоугольный или усложнённый в плане, перекрытый полукуполом (конхой) или сомкнутым полусводом. В наших церквях в апсидах устраивался - алтарь. Византийский стиль украсил апсиды золотофонной мозаикой, насыщавшей храмы таинственным светом и теплом, чарующим прихожан. Мозаики графически были очень простыми, но имели потрясающее воздействие на зрителей.
В Москве много замечательных церквей византийского стиля, но одним из самых характерных Византийским Храмом является - Храм Живоначальной Троицы на Каширскком шоссе.
Здесь как раз очень хорошо видны апсиды, перекрытые куполами, вернее - полукуполами. Центральный купол самый большой и высокий - главенствующий. Над звонницей и часовней чуть пониже, и над входом и апсидами звонницы - самые маленькие. Построен храм в 2004 году в память о тысячелетнем юбилее крещения Руси.
Ещё одним характерным для стиля элементом стали - высокие полукруглые арки. На Храме Троицы их тоже очень хорошо заметно...
Древнеримские полукруглые арки были помещены на колонны, здесь - на резные, витиеватые полуколонны. Здесь этот элемент украшает окна. А в древности, храмы украшались арочными портиками или располагались над входом. Древние византийские колонны могли быть и каннелированными, и тосканскими, и различных ордеров. На фото ниже, как раз, видим ротонду перед входом в храм, украшенную такими арками... Орденов на колоннах нет.
Вместо орденов капители украшали плавные линии и природные мотивы. Возможно, это было перенято с Востока, например, из Индии.
Буддизм и индуизм как раз восхваляли и возвышали природу во всех её проявлениях, их храмы украшались природными (растительными и животными) мотивами. Может быть оттуда к византийцам пришла и любовь к объёмным куполам, прообразом которых стала индуистская "ступа", олицетворяющая священную для их религии гору Меру (на которой Будда достиг нирваны). На иллюстрации слева Большая Ступа в Санчи (Индия). Только на Востоке ступы складывали из кирпичей, а в Византии уже отливали из бетона.
Ну и если ещё говорить о Соборе Живоначальной Троицы, то его главный барабан по всему периметру опоясывает крупная монументальная надпись... Это, как мы знаем из прошлой статьи, типичный древнеримский мотив - посвятительская надпись на фасаде. Императоры любили так увековечивать свои подвиги и завоевания.
Что ещё можно сказать о Византийском стиле?! А, наверно, САМОЕ ГЛАВНОЕ для русской души православной... Именно этот стиль стал прообразом нашей русской архитектуры. После того, как Князь Владимир, посетив Константинополь, принял христианство и крестил Русь, в наших землях так же начали возводить храмы. Правда, были они в основном из дерева, каменное зодчество получило своё массовое начало гораздо позже, во времена Ивана Грозного, но именно эта особенность - деревянное зодчество - и повлияло на развитие нового, переработанного Русского стиля.
Важной деталью Русско-византийского стиля стали - луковичные купола. Смотрим на примере Храма Христа Спасителя...
Здесь видим традиционные Византийскому стилю несколько крупных монументальных куполов, но... по форме они удлиненны вверх и заострены. Сам по себе Храм, конечно, построен не в этом стиле, но мы говорим о деталях, перенятых нашими мастерами. В древние времена, повторюсь, храмы строили из дерева, но за основу то брали - каменные (бетонные) купола Византии. И не всегда технически было возможно в дереве повторить каменные формы. Поэтому русские зодчие приспосабливались и переосмысливали византийские образы, тем самым и вырабатывая свою версию стиля.
Самым характерным представителем Русского Византийского стиля в современной России стал Собор Святой Софии в Великом Новгороде, построенный князем Владимиром в 1052 году. В Москве подобный Храм можем найти в Кремле - Церковь Ризположения...
Или Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Богородице-Рождественском монастыре
Эти храмы построены скорее в раннемосковском стиле, но повторюсь - мы говорим о КУПОЛАХ. А здесь купол как раз той формы, в которую переродились византийские купола. Одноглавый каменный собор Рождества Пресвятой Богородицы был возведён в 1501—1505 годах. Первое время находился на территории Московского Кремля и носил имя Церковь Рождества Богородицы на Рву. Возведён на месте сгоревшего деревянного. А на Трапезной (красный храм слева на фотографии) купола такие, какими и были первые деревянные купола. Да, и кстати... форма луковичных храмов, которые применялись на Руси так же складывалась и под влиянием климатических условий России.
Так, перерабатывая византийские формы, адаптируя под них первую деревянную архитектуру и внося что-то своё русские зодчие выработали свой новый, уникальный стиль Русский. Представляя собой искусную стилизацию, русский стиль последовательно сочетался с другими стилями — от архитектурного романтизма первой половины XIX в. до стиля модерн. О русском стиле и русском Деревянном зодчестве поговорим в следующих статьях.
Полезные ссылки по теме:
1. Древнеримская архитектура в Москве
2. Русский стиль и Деревянное зодчество.

Ну и если ещё говорить о Соборе Живоначальной Троицы, то его главный барабан по всему периметру опоясывает крупная монументальная надпись... Это, как мы знаем из прошлой статьи, типичный древнеримский мотив - посвятительская надпись на фасаде. Императоры любили так увековечивать свои подвиги и завоевания.
Что ещё можно сказать о Византийском стиле?! А, наверно, САМОЕ ГЛАВНОЕ для русской души православной... Именно этот стиль стал прообразом нашей русской архитектуры. После того, как Князь Владимир, посетив Константинополь, принял христианство и крестил Русь, в наших землях так же начали возводить храмы. Правда, были они в основном из дерева, каменное зодчество получило своё массовое начало гораздо позже, во времена Ивана Грозного, но именно эта особенность - деревянное зодчество - и повлияло на развитие нового, переработанного Русского стиля.
Важной деталью Русско-византийского стиля стали - луковичные купола. Смотрим на примере Храма Христа Спасителя...
Здесь видим традиционные Византийскому стилю несколько крупных монументальных куполов, но... по форме они удлиненны вверх и заострены. Сам по себе Храм, конечно, построен не в этом стиле, но мы говорим о деталях, перенятых нашими мастерами. В древние времена, повторюсь, храмы строили из дерева, но за основу то брали - каменные (бетонные) купола Византии. И не всегда технически было возможно в дереве повторить каменные формы. Поэтому русские зодчие приспосабливались и переосмысливали византийские образы, тем самым и вырабатывая свою версию стиля.
Самым характерным представителем Русского Византийского стиля в современной России стал Собор Святой Софии в Великом Новгороде, построенный князем Владимиром в 1052 году. В Москве подобный Храм можем найти в Кремле - Церковь Ризположения...
Или Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Богородице-Рождественском монастыре
Эти храмы построены скорее в раннемосковском стиле, но повторюсь - мы говорим о КУПОЛАХ. А здесь купол как раз той формы, в которую переродились византийские купола. Одноглавый каменный собор Рождества Пресвятой Богородицы был возведён в 1501—1505 годах. Первое время находился на территории Московского Кремля и носил имя Церковь Рождества Богородицы на Рву. Возведён на месте сгоревшего деревянного. А на Трапезной (красный храм слева на фотографии) купола такие, какими и были первые деревянные купола. Да, и кстати... форма луковичных храмов, которые применялись на Руси так же складывалась и под влиянием климатических условий России.
Так, перерабатывая византийские формы, адаптируя под них первую деревянную архитектуру и внося что-то своё русские зодчие выработали свой новый, уникальный стиль Русский. Представляя собой искусную стилизацию, русский стиль последовательно сочетался с другими стилями — от архитектурного романтизма первой половины XIX в. до стиля модерн. О русском стиле и русском Деревянном зодчестве поговорим в следующих статьях.
Полезные ссылки по теме:
1. Древнеримская архитектура в Москве
2. Русский стиль и Деревянное зодчество.
Комментариев нет:
Отправить комментарий