четверг, 3 ноября 2016 г.

Река Волхов и Староладожские монастыри.

Часть I. Первая столица Древнеусского государства.

Старая Ладога - место очень древнее, богатое культурными, археологическими и православными памятниками. Конечно, главным центральным объектом города (напомню, что до преобразований Петра I это место было именно "городом", а не поселком, как теперь) является Староладожская Крепость. Именно вокруг неё формировался первый Ладожский посад (сам город), просуществовавший до 997 года, когда норвежский ярл Эйрик во время набега не сжёг его. 

С 1019 года Ладога находилась во владении жены Ярослава Мудрого - Ирины (шведской принцессы Ингигерд). В низовьях Волхова образуется русско-нормандское ярлство, в задачу которого входила оборона северных рубежей страны. 

В VIII - IX городской район целиком сложился из приречного поселения, протянувшегося вдоль реки и занимал, в основном, левый берег и частично - правый. Центром, как я уже говорила, была крепость, с севера, юга и запада к ней примыкал посад. Территория города была окружена могильниками. Город очень живописно расположился по берегам реки Волхов.

P.S. Мы оказались в городе в ненастную погоду, нас накрыл такой "катаклизм", во время которого в 15 км. от нас, в городе Новая Ладога, пронёсся ураган, поваливший деревья и затопивший улицы города.  А нам чуть-чуть досталось... повезло, в общем. Погода здесь, как и во всей Ленинградской области непредсказуема и меняется молниеносно. Только что мы осматривали Ладожскую крепость при ясном голубом небе с пушистыми, лёгкими облачками, и вдруг... за 10 - 15 минут налетела туча и полило как из ведра. Но зато фотографии получились - уникальными, я считаю ))) 

Река Волхов - имеет впечатляющую историю. Именно она и есть тот самый легендарно-известный "Путь из варяг в греки", известный нам ещё из школьного курса истории.



Река получила свое название благодаря скифскому князю Словену. Словен, который славился своей властью над местными племенами, назвал один из племен «волхвами», т.е. «волшебниками». Эти племена жили на берегу этой реки, и она стала рекой Волхов. и действительно, обратите внимание на то, какого цвета вода в реке - золотого. Это единственная река, которая вытекает из озера Ильмень (остальные реки впадают в него) и впадает в другое, не меньшее по размеру, озеро Ладожское. Интересно то, что в 1176 году была замечена одна особенность этой реки: при низком уровне воды в озере Ильмень течение в реке меняется, и вода начинает течь в обратном направлении.

Река вытекает из большого озера Ильмень и впадает в другое, не меньшее по размеру, озеро Ладожское. Интересно то, что в 1176 году была замечена одна особенность этой реки: при низком уровне в озере Ильмень течение в реке меняется, т.е. вода начинает течь в обратном направлении. 


Путь из варяг в греки - водный (морской и речной) путь из Балтийского моря через Восточную Европу в Византию. Один из водных путей экспансии варягов из района проживания (побережье Балтийского моря) на юг — в Юго-Восточную Европу и Малую Азию в начале X века — середине XIII века. Этим же путём пользовались русские купцы для торговли с Константинополем и со Скандинавией. Как пишет акад. Д. С. Лихачёв, этот торговый путь "был в Европе наиболее важным вплоть до XII века, когда европейская торговля между югом и севером переместилась на запад".

Начало функционирования пути «из варяг в греки» относят к самому началу X века. Наибольшее значение путь имел в X — 1-й трети XI вв., то есть во времена княжения Святослава Игоревича и Владимира Святославича. Во 2-й половине XI — начале XII вв. усилились торговые связи Руси с Западной Европой, и путь «из варяг в греки» уступил место Припятско-Бужскому, Западно-Двинскому и др.

Вначале этот путь, как и параллельные ему, использовались варягами для грабительских набегов на экономически и культурно более развитые города и страны Европы, а также Византию. Впоследствии этот путь стал важным торговым маршрутом между Скандинавией, Северной Европой, богатой Византией и Востоком.

На берегу реки гнездятся гаражи для лодок
Река и земли вокруг- мир древний. Здесь царят тишина и благодать. Не удивительно, что именно здесь находятся два древнейших монастыря: женский - Свято-Успенский, да мужской - Никольский. О каждом из них расскажу подробней.

Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь

Как я писала в предыдущей статье, именно в Ладоге впервые на территории Руси начали возводить приходские крестовокупольные, с четырьмя столбами и тремя апсидами, каменные храмы. До наших дней сохранились только два - святого Георгия (который находится внутри крепости) и Церковь Успения Пресвятой Богородицы, которая находится в  Староладожском Свято-Успенском девичьем монастыре.


Время основания монастыря нельзя определить с точностью. Основание обители относят к периоду между 1040—1116 годами. По одной версии обитель основана в начале XII века, когда был построен древнейший каменный храм Ладоги /Новгородская летопись/, сохранившаяся и ныне действующая, Соборная Церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы (1114—1116 годы). Церковь построена одновременно с каменной крепостью Рюрика в Ладоге и вскоре будет отмечать своё 900-летие. Она изначально была построена новгородскими мастерами, как храм-усыпальница княжеского женского монастыря, что подтверждается аркосольными нишами в его стенах и дьяконнике, и «знаком Рюриковичей», обнаруженному на арке свода церкви. В 1611—1617 гг. монастырь был разорён шведами. К смутному времени относят и исчезновение письменных памятников по монастырям Старой Ладоги.

Вход в монастырь и Трапезный корпус
После заключения Столбовского мира в 1617 году, старица Акилина собрала оставшихся сестёр и возобновила монастырь. В том же году заново был освящен главный храм монастыря — каменная церковь Успения Пречистой Божией Матери.

В 1718 году в монастырь была сослана первая супруга Петра Первого, Евдокия Фёдоровна Лопухина — последняя русская царица, в иночестве Елена. Она прожила в монастыре до смерти Петра Великого в 1725 году. Её келья находилась на месте нынешнего Келейного корпуса, к которому и сейчас примыкает Больничный корпус с домовой церковью Воздвижения Креста Господня.


Напротив деревянного Келейного дома выстроен Настоятельский корпус. 


Ныне - это сестринский корпус. Что интересно, и в наше время можно поступить сюда в услужение. Можно принять постриг до конца жизни, а можно поступить сюда - временно. На "подработку" так сказать. Женщин принимают, размещают в этом самом корпусе, дают послушание, и они живут здесь по правилам и принципам монашеской жизни до определённого времени. Такие "временные послушницы" называются - трудницами. Они не носят чёрную монастырскую одежду, могут находиться в своей привычной "мирской".

Тру́дничество — направление деятельности людей, работающих при православном монастыре или храме на добровольной и бескорыстной основе (во славу Божию), а при длительном периоде работы ещё и проживающих там же. В таких случаях трудник со стороны монастыря/храма обеспечивается питанием и проживанием.

Трудника следует отличать от послушника, хотя они могут исполнять в монастыре совершенно одинаковые послушания: если послушник приходит в монастырь с намерением в дальнейшем стать монахом, то трудник лишь на время приезжает жить и трудиться в монастыре.

Кстати, очень интересная практика. Для тех, кто хочет получше узнать особенности монастырской жизни, прочувствовать её - прекрасная возможность. Иногда, очень хочется пожить тихой, спокойной, благостной жизнью, копаясь где-нибудь в огороде или ухаживая за садом, цветниками и живностью!!!

Монастыри, чаще всего, живут на сомообеспечении. Вот и здесь есть прекрасные фруктовые сады, большой огород и собственное натуральное хозяйство. Возле Трапезного корпуса обустроен курятник...


Не удивлюсь, если там и коровы с козами есть. Правда, я их не увидела. Напомню - только что прошёл сильнейший ливень, поэтому часть Птичьего двора - затопило.

А вокруг Келейного (сестринского) корпуса разбиты красивые цветники.



Тихая, спокойная обитель на берегу реки Волхов... Прекрасное место!!!


Выше по течению реки, в противоположном конце Старой Ладоги, находится ещё одно интересное место. Оно, конечно, не в таком прекрасном состоянии как этот монастырь, но имеет не менее примечательную историю.

Староладожский Никольский мужской монастырь.

Староладожский Никольский мужской монастырь находится в полукилометре от Староладожской Рюриковской крепости, на левом берегу реки Волхов. Местность, где располагается монастырь - необычная, прямо на берегу реки, под высоким холмом. Холм этот наименован "Победище" - на нем имеется ряд древних курганов-захоронений VIII-Х веков, и воинские захоронения времен св. князя Александра Невского (ХIII век). Основание монастыря "в память о гиблых ладожских сродниках", как раз относят к 1240 году, а основателем его считают святого благоверного князя Александра Невского.


Монастырь так же строился вокруг уже существовавшего к тому времени Никольского собора (позднейшие исследования это подтвердили, отнеся строение к ХII веку).

Собор Николая Чудотворца с колокольней XVIII века
Никольский собор был первоначально построен в домонгольское время (1209 - 1210 гг.). 
В 1628 г. старое здание разрушилось (от времени), и на его месте с использованием старых стен) был построен новый собор. Потом он неоднократно перестраивался в 17, 19 веках. После войны началась очередная реставрация, которая так и не закончена. Поэтому он не действует и постепенно разрушается. 

Первые документальные свидетельства о монастыре найдены в оброчных переписных книгах Обонежской пятины 1496 г. и Водской пятины 1499-1500 гг., тогда за обителью числились 20 деревень.

В 1611 году, когда северо-западные территории русского государства подверглись интервенции со стороны шведов. Никольский монастырь сыграл в ней очень важную духовную жизнь, а потом так же был разорён.

В те же времена разорению подвергся и знаменитый Валаамский монастырь, который находится на острове в Ладожском озере. Часть Валаамской братии, спасая ценности и святыни монастыря, бежали на материк и некоторое время находились в Ладоге, найдя приют именно в Никольской обители. Согласно расхожему мнению, здесь они укрывали и главное свое сокровище, главную свою духовную реликвию - мощи святых основателей препп. Сергия и Германа.

После шведского разорения монастырь начинает отстраиваться в камне и приобретать тот вид, который во многом имеет и сегодня. В переписи 1628 г. означено, что в Никольском монастыре были две каменные церкви: одна во имя Св. Иоанна Златоуста, а другая во имя Св. Николая.


Храм свят. Иоанна Златоуста, устроенн по принципу древней базилики. Он построен по проекту академика архитектуры Алексея Максимовича Горностаева в 1860-1873 гг. на месте ветхого храма ХVII века. На сводах, стенах и арках храма сохранилась живопись: сюжеты из жития св. Иоанна Златоуста, евангельские сюжеты в стиле академического реализма, орнаменты византийского стиля.

В 1695 г. указом Преосвященного Корнилия, Митрополита Новгородского, церковь Тихвинской Божией Матери, построенная в Зеленецком монастыре еще при преподобном Мартирии, была разобрана и поставлена в том же наименовании в Никольском монастыре в виде придела с папертью. В 1692 году в монастыре возводится каменная восьмигранная колокольня, сразу за ней возводятся новые Святые врата.



Святые врата расположены в центральной части восточной стены монастырской ограды, напротив колокольни. Построены тихвинскими мастерами в 1691 году. Представляют собой кирпичную стену, прорезанную двумя разновеликими арочными проемами: большим (южным) - для проезда - и малым (северным) - для прохода пешеходов, и завершаются щипцом, который в XVIII-XIX вв. был покрыт росписью («Спаситель со святыми»).

В 1927 году монастырь закрыли официально, но монашеская община смогла просуществовать до 1937 года в виде рыболовной артели. На территории монастыря с 30-х годов XX века разместили машинно-тракторную станцию (МТС), ремесленную школу и общежитие. Монастырь быстро перешёл в состояние разрухи. 

На фото: справа - "Новый" (теперь в кавычках) настоятельский корпус, построенный в 1851--1856 гг. Это второе здание на территории монастыря возведённое в стиле русской эклектики, с верхним этажом для Епархиального начальства, кельи для гостей, приезжающих в монастырь, а также с кельями «для жительства братии» на втором этаже, весь этаж занимался братией и с хлебопекарней, просфорной и кладовыми помещениями в его цокольной части.

На дальнем плане - отреставрированный Северный келейный корпус. В углу справа - Старый настоятельский корпус и трапезная.

Реставрация идёт и в Келейном гостиничном корпусе...


В монастыре в XIX веке было развито ремесленное производство. Монахи шили рукавицы, тачали сапоги для нужд монастыря и окрестных деревень, изготовляли крестики, образки, отливали свечи. После освещения поделки монахов продавались в Старой и Новой Ладоге и в часовне на углу Большого и Малого Царскосельских проспектов Санкт-Петербурга (ныне угол Московского пр-та и Малодетскосельского пр-та № 48), которую монастырь открыл в 1827 году, где проживали один монах и три послушника. Все это приносило значительный доход в казну обители. Монастырь имел богатую ризницу, лошадей, большой скотный двор в деревне Извоз.

Никольский монастырь имел еще и народно-образовательное значение. В бумагах монастырского архива рассказывается, что при этом монастыре с 1810 года находилось приходское и уездное училище для образования детей новоладожского духовенства и притечников. В 1841 г. указом С-Пб духовной консистории от 20 апреля было открыто училище для поселенских детей, которое просуществовало до 1862 г. В 1869 г. при монастыре была открыта бесплатная школа для обучения детей окрестных сел. Занятая велись по новейшей методике. Ученики обучались грамоте, Священному Писанию, катехизису, арифметике и чистописанию. Зимой дети, которым было далеко добираться до дома, оставались ночевать в монастыре. За ними был приставлен надзиратель специальный - служитель, очень строгий к ученикам. В этой школе учился известный художник-передвижник В.М. Максимов. По окончании ее он на какое-то время остался при монастыре в иконописной мастерской, но из-за строгого обращения к нему монахов и тяги к искусству он вскоре бежал в Петербург, где монахи этого монастыря оказывали ему посильную помощь.

Ну и в заключительной части хочу рассказать ещё об одном православном памятнике Старой Ладоги. Снова следуем вниз по течению реки Волхов, и по левому берегу видим

Церковь Рождества Иоанна Предтечи


В своё время храм на Малышевой горе был запечатлён художником В. Овчинниковым в картине "Весна идёт". На картине у него купола ещё чёрного цвета, это говорит о том, что здание принадлежит монастырю. Но сейчас это просто церковь.

Церковь св. Иоанна Предтечи на Малышевой Горе - единственная постройка, уцелевшая от Ивановского монастыря, который впервые упоминается в источниках в 1276 г. Построек того времени не сохранилось. Каменная церковь с Пятницким приделом, построена вместо древней деревянной церкви. Первое каменное здание Иоанно-Предтеченского монастыря. Нынешний пятиглавый храм Иоанна Предтечи с приделом Параскевы Пятницы был возведен в 1695 г. по инициативе бывшего попа Георгиевской церкви Льва Иванова. В начале XVII в. по повелению Бориса Годунова для этого храма были отлиты два колокола. В 1764 г. в монастыре жило всего два человека: иеромонах Тихон и монах Иона. В том же году Ивановский монастырь был упразднен, а церковь обращена в приходскую.

Сейчас храм приписан к Никольскому монастырю.

Долгие годы (до своего закрытия в 1920-е) Иоанновский собор был главным собором Старой Ладоги. Таковым он остаётся и сегодня, хотя ещё недавно ему угрожало полное разрушение. Рухнул свод апсиды, стала клониться колокольня. Оказалось, что Малышева гора изрыта подземными ходами. В XIX веке крестьяне села добывали здесь кварцевый песок и продавали его в Санкт-Петербурге для изготовления лампочек. Образовавшиеся пустоты стали угрозой сохранности памятника. Реставраторам пришлось закачать туда немало бетона, что приостановило его разрушение.

Трапезная
На этой колокольне когда-то и висели колокола Бориса Годунова....


Внизу, у подножья Малышевой горы, на берегу Волхова  бьёт древнейший из известных святых источников на территории Ленинградской области — источник во имя святой Параскевы Пятницы. Судя по сохранившемся на обнажении породы над источником вытесанных изображений поклонных крестов, источник этот служил местом поклонения как минимум с IX века. Об этом говорит характерное изображение варяжского креста и крестов X-XII веков и более поздних — XVI века.

И сразу напротив него обустроена Каменная купель. В интернете нашла старую фотографию купели. Выглядел она когда-то весьма страшновато... НЕ МОЁ ФОТО!!!


Но сейчас его облагородили. И в любое время года там окунаются люди.


Вниз к источнику и купели от храма ведёт отлично сделанная живописная дорожка. Вьётся она среди молоденьких сосенок, и так хорошо на душе от пейзажей благостных...



При советской власти церковь закрыли, и только в 1991 г. она была вновь открыта для прихожан. Её придел во имя св. Параскевы Пятницы украсил новый иконостас, кованые подсвечники. Стены прилегающей трапезной были расписаны петербургскими художниками. В самом храме также был заново воздвигнут многоярусный иконостас. Теперь церковь приписана к Никольскому монастырю. Здесь совершаются воскресные и праздничные литургии насельниками Никольского монастыря. Собор стал «кафедральным» и для староладожан. Паломники, следующие в Александро-Свирский и в другие дальние монастыри, в воскресные дни зачастую начинают свой подвиг паломничества к святыням с литургии в Староладожском Никольском монастыре.

По истине - исторические природные ландшафты Старой Ладоги оставляют неотразимые, чарующие впечатления. Не удивительно, что именно эти места заметил известный художник Н.К.Рерих, который впервые побывал здесь в 1899 году. Под этими впечатлениями он написал несколько картин и этюдов, среди которых знаменитое полотно "Заморские гости"


Да, да! Именно здесь была нарисована эта картина! А ведь мы её знаем - с детва. Тем более интересно побывать в тех местах, которые вдохновляли знаменитых мастеров-художников.

Теперь Старая Ладога объявлена Культурно-историческим заповедником. И это во многом обусловило возрождение памятников архитектуры, более детальное изучение территорий и её охрану. Местные меценаты с удовольствием помогают реставраторам, поселок возрождается и превращается в очень значимое историческое место.

Ещё Н.К. Рерих в 1916 году написал: "Пройдут испытания. Всенародная, крепкая доверием и делом Русь стряхнёт пыль и труху... Наберётся сил. Найдёт клады подземные... Самоцветами горит подземная сила. Русь верит и ждёт". По-моему для Ладоги эти слова более чем актуальны теперь, и она подарит ещё  России драгоценные сокровища.








Комментариев нет:

Отправить комментарий